Дамаск в интерьере

Ткань дамаск в интерьере и в жизни

Факт свершился: теперь дамаск служит не только для традиционной внутренней отделки или официальных интерьеров. Сегодня дизайн и суть этой классической ткани переосмыслены и адаптированы к современной жизни. Традиционная ткань дамаск гораздо больше, чем просто очередной тип ткани. Если мы хотим добавить блеск, роскошь и гламур в наши интерьеры, мы сочетаем современные тенденции с традиционными узорами, и обновленный дамаск лучше всего подходит для этих целей.

1. Что такое Дамаск (дамаст): дамасский узор и дамасский шёлк?

У многих возникает вполне логичный вопрос: дамаск — это ткань или узор? Известный во многих уголках мира уже много столетий дамасский шелк ведёт свою историю из Китая, но название он приобрёл от сирийского города Дамаск, который был процветающим торговым центром и находился на пути многочисленных караванов из Азии в Европу.

В Европе ткань получила арабское название и позже стала выпускаться по модифицированной арабской технологии. Первые европейские производства были основаны в XII веке, прежде всего в Италии, а в XVI и XVII веках во Фландрии и Северных Нидерландах. В XVII и XVIII веках основные производственные центры находились в Силезии и Саксонии.

…»Первоначально дамаск представлял собой двустороннюю монохромную декоративную шёлковую ткань характеризующуюся матовым фоном, контрастирующим со слегка приподнятым глянцевым рисунком или наоборот»…

Поэтому настоящая классическая ткань дамаск — это одноцветный материал из чистого шелка. Однако этот термин в настоящее время широко применяется в отношении стиля ткачества или рисунка, независимо от используемого материала.

Классический природный мотив популярного рисунка на ткани

В результате мы можем купить льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические ткани или просто узорчатые шаблоны, напечатанные на различных материалах. Сегодня благодаря разнообразию узоров, тканей и цветов, это одна из самых роскошных и интригующих тканей в мире.

Одноцветная золотая тканьКлассическая ткань дамаск фото

Классический дамаск обычно представляет собой сложные геометрические, растительные узоры, изображения животных и даже простые сцены из жизни. Однако и раньше и сегодня безусловное первенство среди изображений в дамасских узорах занимает «сложная геометрия с природными мотивами».

…»Большинство используемых сегодня конструкций построены на шаблонах, созданных старыми мастерами и художниками ещё в эпоху Возрождения в крупных городах Италии, Испании и Франции»…

Примерами являются симметричные, растительные французские конструкции, созданные по заказу короля Людовика XVI или итальянские мотивы, с гранатом — средневековым «яблоком любви».


Образцы Damask с итальянским классическим рисунком граната, изображением обезьяны и французским рисунком с растительными мотивами

Традиционный дамаск был одноцветным, и его узор раскрывался в той или иной степени в зависимости от света падающего на нити, сплетенные в отличном от основного фона направлении. Несмотря на монохромный характер, цвета дамасского шелка варьировались от пурпурного до синего и от зеленого до золотого. Самым популярным всё же был малиновый цвет. С восемнадцатого века стал изготавливаться двухцветный и многоцветный дамаск.

На фото: дамаск с серебром, с церковного покрова: цветы и белые стебли из серебра, а так же образцы тканей женских платьев, 18 век

Дорогой шелковый дамаск использовался как материал для костюмов и церковных одеяний, а также для декорирования стен и мебели в богатых домах, например, как драпировка или занавеси. Из более дешёвых видов ткани главным образом делали постельное белье и праздничные скатерти.

Современная спальня стилизованная под интерьер эпохи Людовика XVI

Завершая краткий экскурс в историю дамаска хочется остановиться на трёх заблуждениях, кочующих из статьи в статью по теме дамасского узора и ткани:

МИФ

ФАКТ

1. Родиной дамасской ткани является Сирийский город Дамаск. Именно там впервые его придумали и стали выпускать, поэтому она и получила такое название 1. Этот вид ткани появился в Китае, родине шелковых тканей, ещё во времена династии Хань (II век н.э.), В арабских странах, прежде всего в Египте и Сирии, дамаск появился только в VIII — IX веках
2. Особенностью дамаска выступает использование только двух цветов: одного для фона и второго для узора 2. Изначально это была монохромная ткань, затем двухцветная, и чуть позже, с середины XVIII века — многоцветная
3. Ткань дамаск описание: это всегда растительный орнамент, который характеризуется плавностью симметричного цветочного рисунка 3. Дамасский узор — это не только симметричный растительный орнамент, но геометрические фигуры, изображения зверей, птиц и отдельных элементов окружающего мира

Многоцветный вариант решения Классика с зарисовкой из жизни

2. Дамасский узор в интерьере современности

Выросший из монохромной восточной ткани сегодня дамаск и его узоры используются во многих направлениях эстетической сферы жизни современного человека. Помимо уже ставших привычными обоев применяемых во всех стилях интерьера, эти узнаваемые узоры мы можем найти на коврах, постельном белье, пластиковых панелях и даже на керамической плитке. Популярность витиеватых симметричных линий побивает все рекорды при создании модной дизайнерской одежды, и даже кондитерских изделий, таких как свадебные и юбилейные торты.


Современные дизайнеры высокой моды часто обращаются к узнаваемым рисункам и силуэтам


Довольно часто кондитеры используют шаблоны damask при производстве свадебных и юбилейных тортов

Обои с дамасским рисунком — вдохновение роскошью

В сегодняшних интерьерах чаще всего мы встречаемся с дамасскими узорами, напечатанными на обоях. Такие обои становятся центральным элементом всего интерьера. В более традиционных или официальных интерьерах мы размещаем такие обои в любых помещениях и это выглядит естественно и стильно.

Грамотно подобранные обои: гармония интерьера Освежающий интерьер от OLIVER BURNS

В современных интерьерах мы размещаем такие обои на одной из стен и стараемся выбрать рисунок в увеличенном масштабе. Бесспорным хитом для таких интерьеров являются черно-белая расцветка обоев, однако, и другие смелые комбинации также популярны. Кроме того, они очень популярны в металлических тонах: золото, серебро или бронза.

Золото на стенах: роскошь в интерьере Обои с дамасским рисунком в интерьере фото

Одним словом размер и цвет рисунка на обоях имеет значение. Обои с дамасским рисунком весьма характерны и часто доминируют в интерьере. Поэтому сохраняйте умеренность и пропорции. Чем меньше помещение, тем узор на обоях должен быть более тонким — например, небольшие рисунки и более нейтральные цвета. Для гостиной, нужно выбирать немного более спокойный дизайн. Тёмные стены в интерьере столовой практически формируют общий стиль, являясь центральным элементом дизайна.

Двухцветное сочетание черных шаблонов на белом фоне — любимое решение для многих дизайнеров

Отлично будут выглядеть многоцветные обои с дамасским рисунком в интерьере спальни. Яркие, притягивающие взгляд обои с мелким рисунком хорошо смотрятся в офисных помещениях, хотя многие просто игнорируют это, предпочитая безликий офисный стиль. Золотые монохромные обои с растительными мотивами и тёплыми тонами идеально подходят для интерьеров в стиле арт-деко.

Мебельная ткань дамаск: для мебели и штор

Damask — это по-прежнему надёжная, элегантная и стильная ткань, а не только символ и знакомый тип рисунка. Как и много лет назад, она является одним из самых узнаваемых и авторитетных видов отделочного материала среди производителей мягкой мебели.

Подбор тона и совпадение узоров на стенах и обивки стульев создаёт законченный образ и стиль

Как элемент декора, дизайнеры используют ткань дамаск почти везде: на стульях, креслах и диванах, на шторах и занавесках, на стенах и потолках, на постельном белье, скатертях, полотенцах, абажурах и даже в качестве самостоятельного украшения интерьера в виде отдельных картин.

Пример использования рисунка, как самостоятельного предмета декора

Каждый уважающий себя производитель мебели с более-менее известным именем просто обязан иметь хотя бы небольшую собственную линейку соответствующей мебели. Поэтому сегодня совсем не просто определиться с верным решением при выборе мебели для дома или квартиры.

Удивительный интерьер от дизайнерской студии ANDREW MARTIN

Какой рисунок и цвет ткани выбрать?

Широкий спектр узоров и цветов обивки с рисунком дамаск затрудняет выбор конкретного изделия. Однако стоит обращать внимание не только на сиюминутные модные цветовые тенденции, но и адаптацию рисунка и цвета к дизайну интерьера. Благодаря этому мягкий диван, кресло или стул станут идеальным акцентом и даже связующим элементом для всего интерьера в комнате.


На фото: варианты мебельной обивки Damask Stile

Если весь интерьер немного приглушен, мы можем позволить себе немного фантазии, выбрав диваны, кресла или стулья в ярких многоцветных решениях. Однако, если стены комнаты довольно красочны, стоит выбрать спокойные и нейтральные цвета, избегая при этом излишнего эффекта и китча.


На фото: варианты штор Damask Stile

Таким же образом происходит подбор цвета и рисунка для штор в помещении. Запомните, что они должны соответствовать общему цветовому наполнению интерьера, его стилю и размеру помещения. Ткань для штор дамаск в любом случае придаст комнате немного восточного налёта, чуть-чуть гламура и капельку роскоши.

3. Как лучше использовать дамаск в интерьере?

Говоря про обои, мебель, шторы и в общем про ткань дамаск в интерьере, мы уже увидели несколько эффективных и универсальных способов использования дамаста для внутренней отделки. С другой стороны, существуют и иные вполне проверенные временем рекомендации и советы по его использованию в современных интерьерах.

  • Не бойтесь применять на стенах дамасские узоры с высокой контрастностью цветов. Неожиданные цветовые комбинации придадут интерьеру свежесть и оригинальность. Однако, если цвет стен получается смелый и немного вызывающий, все остальные элементы квартиры или дома, а так же мебель должны быть выдержаны в нейтральных тонах;
  • Если в комнате уже достаточно цветов и узоров, используйте «бледный» дамаск на стенах с менее контрастными цветами, например такими как белый со сливками или дамаск белый ткань, чтобы он не конкурировал с другими элементами;
  • Если же, вы боитесь слишком сильного контраста, используйте обои с нежным цветом и крупным рисунком;
  • Не бойтесь использовать дамасский рисунок в ​​неожиданных и на первый взгляд неподходящих для этого местах, например, таких как кухня или ванная;
  • Стены с дамасским узором — отличное решение для помещений, которые не заставлены мебелью, например коридор;
  • Шаблоны для рисования — более экономичный способ создания оригинальных стен. Мало того, что такие шаблоны дешевле, но они также многоразового применения. Мы можем добиться одинакового вида обоев на всей поверхности стен в комнате, но это трудоемкая задача, поэтому с помощью трафаретов и шаблонов рекомендуется украшать только отдельные стены или мебель.

Несмотря на свою долгую историю, дамаск по-прежнему очаровывает нас своим внешним видом. Он приветствуется как в простых современных, так и в более традиционных интерьерах. Часто довольно высокая цена оригинальной двусторонней ткани отталкивает от покупки, но на рынке есть не мало и экономичных решений. Более того, существуют компьютерные программы, которые позволяют каждому создавать свою собственную уникальную версию дамасского узора. Так что Школа ремонта считает, что возможность достойного выбора несомненно существует!

Обои Andrea Rossi Burano, Roberto Cavalli, Victoria Stenova, Rasch Florentine

Обои на стенах играют особенную роль. С их помощью можно не только задать нужное стилевое решение помещению, но и выбрать, в какой именно цветовой гамме оно будет. На пике популярности сегодня остается узор под названием дамаск. Он характеризуется изогнутыми линиями и подойдет практически для любых комнат. Обои с таким узором выпускают многие, в том числе его можно встретить в коллекциях разных производителей: Zambaiti parati, Trussardi, Rasch, Roberto Cavalli, Marburg и других.

Особенности рисунка дамаск

Трендом этого сезона являются обои дамаск. В магазинах представлено большое количество таких покрытий (Grandeco Hidden Richness, Esedra, Тиффани, Хоум Колор, Zambaiti Parati, Кавалли, Раш, Sirpi 50070 коллекция Exclusive и другие). Дамаск – это особенный рисунок, который выглядит как композиция из элементов на растительную тематику. В нем сочетаются изгибы и плавные линии, которые формируют мотив с заданным ритмом. Такие обои смотрятся очень изысканно в интерьере.

Орнаменты дамаск уже давно считаются признаком изысканности и роскоши. Характерной особенностью этого рисунка является то, что он способен подчеркнуть необычность и яркость не только современных, но и старинных стилей. Главным ключевым аспектом в подборе таких обоев будет считаться идеально выбранный тон. Чтобы сделать интерьер гармоничным и уютным, следует прислушаться к советам специалистов по дизайну. Обои дамаск могут послужить прекрасным вариантом в интерьере для оформления поверхности потолка. Необязательно оклеивать ими только стены. Обои с рисунком дамаск в интерьере гостиной представлен на фото:

Конечно, такой дизайн требует наличия очень высоких потолков и большого пространства комнаты. В противном случае можно получить визуально «сжатое» помещение. Кроме того, использование дамасских узоров в невысокой кухне, спальне или гостиной будет зрительно делать их ниже. Специалисты по дизайну рекомендуют применять в помещении текстиль, например, прикроватный коврик и занавески, аксессуары, мебель и другие элементы декора, которые смогут выигрышным образом подчеркнуть тематику обоев на стенах.

Создание оригинального дизайна

Обои дамаск отлично подчеркнут утонченность и изысканность интерьера. С помощью таких нехитрых мотивов можно устроить уголок отдыха и расслабления в любой комнате:

  • для спальни. В этом помещении они будут настраивать на спокойствие и отдых;
  • ля кухни. Здесь обои дамаск олицетворяют благородство, сдержанность и солидность в интерьере;
  • для гостиной. Здесь такие обои дамаск будут подчеркивать богатство стиля.

Кроме того, обои дамаск в интерьере могут удачно дополнить декор ванной, кабинета и даже коридора. Очень красивые полотна такого типа есть в коллекциях известных брендов. К ним относятся Замбаити Карат, Кракелюр, Moods, Estelle marburg, Zambaiti parati, Грандеко, Колани, Труссарди, а также бельгийские, шведские и итальянские. Так как за основу этого узора взяты растительные элементы, то применять их можно в разных тематиках. Чтобы акцентировать внимание на изысканности и красоте мотивов дамаск, можно использовать декоративные рейки, багеты и молдинги, имеющие оригинальную врезку.

Зачастую обои дамаск применяют в интерьере для создания каких-либо цветовых пятен. Дизайнеры рекомендуют перед началом ремонта заранее продумать, в какой именно части комнаты будут располагаться такие узоры. Например, в зале это может быть стена возле дивана или телевизора, на кухне или столовой – около стола, в спальне – за кроватью.

Некоторые из обоев дамаск можно применять в интерьере для того чтобы легко и быстро преобразить пространство комнаты, так как одной из характерных черт такого мотива является вертикальное повторение частей рисунка. Например, с их помощью можно сделать потолок визуально выше. Это могут быть обои из коллекций Grandeco Hidden Richness, Esedra, Zambaiti parati, Moods, Estelle Marburg, Andrea Rossi Burano, Victoria Stenova, Кракелюр, Лондон, Rasch florentine, Роберто Кавалли. Можно выбрать и наиболее бюджетную разновидность – белорусские обои.

Очень важными являются и правильно подобранные цвета. Чтобы не было эстетической перегрузки в пространстве, нужно выбирать именно те обои, которые будут удачно сочетаться с мебелью и текстилем. В этом случае обои дамаск в интерьере должны быть подобраны так, чтобы цвета на них повторялись в декоративных элементах комнаты.

Рекомендации дизайнеров

Даже если у вас нет никаких художественных навыков или таланта дизайнера, можно без труда выбирать правильные обои с дамасским рисунком. В этом случае нужно воспользоваться советами специалистов – декораторов:

  • обязательно нужно принимать во внимание то, какой ритм будет у рисунка. Например, если принт расположен слишком часто, то это может во многом повлиять на размер помещения. Визуально оно будет казаться намного меньше. Лучше всего выбирать такие узоры, между которыми будет находиться много свободного пространства
  • обои дамаск с крупным рисунком лучше всего наклеивать в интерьере больших размеров. Такие материалы выпускают известные бренды Grandeco Hidden richness, Moods, Estelle marburg, Victoria Stenova, Andrea Rossi Burano, Esedra, Zambaiti parati, Rasch florentine, Роберто Кавалли. Можно предпочесть для этой цели и более недорогой вариант – белорусские, шведские или бельгийские украшения для стен;
  • если настенные покрытия имеют яркие насыщенные узоры, то лучше всего клеить их не во всей комнате, а только в определенных частях для создания акцентного пятна;
  • следует учитывать стилевое решение. Например, черно-белые обои дамаск подойдут для современных направлений интерьеров. В эту же категорию входят и контрастные узоры. Дизайн помещения под старину, к примеру, в стиле прованс или классика, можно украсить, используя полотна, имеющие узоры с нанесенной на них позолотой. Можно наклеить на стену покрытия, выполненные в светлых и теплых оттенках;
  • если комната оформляется темными обоями с рисунком дамаск, следует обязательно учитывать то, как хорошо она освещена. Использование мрачных акцентов в интерьере не должно делать пространство помещения неуютным.
  • почти во всех случаях выбор обоев дамаск для отделки требует большого количества лишнего пространства. Кроме того, необходимо избегать нагромождения мебели – лучше всего оставить несколько важных предметов и лишних элементов декора. Особенно, если они выполнены в ярких цветах. Оклеивание обоями дамаск комнаты уже само по себе может подчеркнуть всю ее красоту. В этом случае даже не понадобятся дополнительные украшения.

Обратите внимание на обои дамаск от Marburg:

Если комната имеет не самую стандартную планировку, например, в частном доме или коттедже, эту разновидность покрытий можно использовать для того, чтобы создать добавочные контрасты. Фон в этом случае лучше всего выбирать нейтральный или светлый.

Спальня

Узоры дамаск являются олицетворением благородства и шика. Поэтому их так часто используют для того чтобы оформить поверхность стен в такой комнате. С помощью этого дизайна можно легко подчеркнуть всю роскошь интерьера. В магазинах можно найти покрытия самых различных фирм, например, Wallcoverings Victoria Stenova, Rasch Florentine, Andrea Rossi Burano, Занзара, Замбаити, Лоймина, Лондон, Меласса, Роберто Кавалли, Раш, и даже Версаче, а также обои от Валентина Юдашкина. Специалисты советуют приобретать все детали декора для спальни, стилизованные под роскошь. Не обязательно покупать для этой цели дорогие аксессуары. Можно найти и бюджетный вариант. На фото представлены обои дамаск от компании As Creation:

Если же нужно сформировать определенный акцент в помещении, который будет привлекать внимание, лучше всего прибегнуть к любимому приему большинства дизайнеров – зонированию. При помощи такого интересного и несложного декора можно без особого труда подчеркнуть тематическое направление комнаты. Чаще всего обои дамаск в интерьере спальни используются для создания или дополнения классического стиля. Ниже показан образец обоев от бренда Victoria Stenova:

Для того чтобы создать гармоничный и целостный дизайн, можно повторить узор на занавесках, покрывалах или декоративных подушках. Необязательно, чтобы они присутствовали на всей их поверхности. Достаточно нескольких мотивов. Интересным приемом считается использование вензеля на подушках, в виде узора дамаск. Его можно вышить. Дизайнеры предостерегают от использования большого обилия принтов. Это же правило касается и применения оттенков, которые в максимальном количестве будут вступать в противоречие друг с другом. Обои от Andrea Rossi Burano в интерьере:

Удачной зоной для оклеивания обоями дамаск станет любая из ниш. Кроме того, отлично подойдут и открытие полочки или различные выступы. При украшении такими обоями стены, которая находится за полками, необходимо учитывать расположение на ней всех декоративных элементов. В противном случае эти оригинальные аксессуары будут загораживать красивые узоры на полотнах. Специалисты рекомендуют выбирать полотна любых фирм из списка: Роберто Кавалли, Victoria Stenova, Estelle Marburg, Andrea Rossi Burano, Grandeco, Esedra, Zambaiti parati, Moods, Rasch Florentine. Помимо прочего, хорошим решением станет выбор шведских, английских, бельгийских или белорусских покрытий. Обратите внимание на нежные и утонченные обои Hidden richness в интерьере:

Правильный подбор полотен

Слишком контрастные оттенки обоев дамаск в интерьере спальни является довольно распространенной проблемой. Так как оформление должно олицетворять гармоничность и солидность, лучше всего дополнять эти материалы для отделки темных цветов, светлыми контрастами. И наоборот, светлые – темными или яркими.

Дизайнеры рекомендуют использовать в качестве цветовой палитры для спальни обои розового, светло-коричневого, бежевого или голубого оттенков (Andrea Rossi Burano, Estelle Marburg, Grandeco Hidden richness, Moods, Кракелюр, Лондон, Роберто Кавалли и другие). Популярностью пользуются шведские, белорусские, бельгийские и английские материалы для отделки стен. Такие покрытия будут действовать на членов семьи успокаивающе и способствовать полноценному отдыху. Обои дамаск от Rasch Florentine представлены на фото ниже:

Что касается наклеивания обоев дамаск в интерьере детской комнаты, то обычно это не делается, поскольку такой узор является более взрослым. Допустимо оформление отдельной зоны в помещении, где живет подросток. В этом случае лучше всего использовать зонирование. Обои от Zambaiti коллекция Parati:

Гостиная

Ключевой ролью узоров дамаск является создание атмосферы солидности и торжества. Поэтому, такие материалы для отделки чаще всего используются для оклеивания стен гостиной. Так как каждый элемент такого декора должен подчеркивать жизнерадостность и насыщенность, то специалисты советуют применять побольше ярких и контрастных оттенков. Обои от бренда Esedra:

Лучше всего остановить свой выбор на обоях, которые будут завораживать внимание благодаря тому, что в них используются необычные переливы или контрастные вставки. Это могут быть позолоченные, выполненные в ярко-коричневых оттенках узоры или красные на белом фоне. Если выбор пал в пользу последних, то лучше всего не оклеивать такими обоями дамаск все стены.

Дело в том, что обилие красного цвета может негативно действовать на психику. В малых же количествах он смотрится эффектно и не оказывает на человека никакого влияния. Поэтому, дизайнеры рекомендуют применять такие обои дамаск в качестве зонирования. Это создаст привлекательный внешний вид комнаты.

Можно использовать для оклеивания только одну из стен. Лучше всего выбирать для этой цели ту, которая является главной. Это значит, что на ней не должно быть никаких дверей и окон. Для оформления остальных поверхностей можно применять полосатые обои не слишком приметных оттенков. Кроме того, для такого декора отлично подойдут настенные однотонные покрытия.

Выбор правильного оформления

Хорошим вариантом будет подбор традиционных фоновых цветов. К ним относятся серый, бежевый и белый. Дизайнеры советуют использовать в оформлении гостиной тона, которые отличаются от мотивов дамаск на один или несколько оттенков.

Для правильного восприятия узоров на таких настенных покрытиях будут оказывать большое влияние размеры помещения. Если площадь зала или гостиной не слишком большая, лучше всего не перегружать интерьер использованием чересчур ярких акцентов дамаск. Лучше всего приобрести для этой цели обои, которые имеют ненавязчивый легкий узор. На фото обои As Creation:

Если же у комнаты довольно большие размеры, то в этом случае декор в ярком стиле дамаск не будет представлять никакой проблемы. Кроме того, такие узоры можно использовать в различных функциональных зонах. В результате, такое помещение будет смотреться очень гармонично. Например, можно стилизовать участок, где стоит телевизор или камин под старинный дамасский стиль. Фото обоев от Лондон Стайл:

Область комнаты, в которой находится диван – оформить полотнами, которые имеют более сдержанный рисунок, а ниши и выступы украсить с помощью оригинального акцентирования. Для этого можно приобрести обои брендов Grandeco, Victoria Stenova, Andrea Rossi Burano, Rasch Florentine, Esedra, Sirpi, Роберто Кавалли, Замбаити – Zambaiti Parati, Hidden richness, Moods, Estelle marburg, Кракелюр. Кроме того, отличным решением станет выбор шведских, бельгийских или белорусских покрытий.

Что касается занавесок для гостиной, стены которой оформлены обоями дамаск, то их лучше всего подбирать однотонными. Если такая разновидность обоев наклеивается на стену, которая находится около окна, то в этом случае шторы с частым узором могут создать зрительную перегрузку для глаз. Лучше всего подбирать их в тон основным декоративным элементам в гостиной. Тогда такое помещение будет смотреться гармонично и уютно.

Кухня или столовая

Дамасская тематика может смотреться в большинстве случаев весьма противоречиво. Но в столовой такие покрытия, наоборот, будут выглядеть уместно и создавать определенный шарм. Если на кухне есть балкон, то можно украсить пространство вокруг него обоями дамаск. В интерьере будет выглядеть очень гармонично. Остальные же стены можно оформить в привычной тематике. Украшение ниш на кухне с помощью черно-белых обоев дамаск в интерьере способно придать такому помещению немного шика. Лучше всего, если стол, стулья и гарнитур будут выполнены в таких же цветах. Допускается и использование яркой мебели. Victoria Stenova представлена на фото:

Самым выигрышным вариантом будет применение в интерьере обоев дамаск стилизованных под старину кухонь или столовых. Такое пространство рекомендуется дополнять массивной мебелью из дерева, текстильными аксессуарами в большом количестве, лучше всего спокойных оттенков или так же, стилизованных под старину и т. д. Удачный пример с обоями от Роберто Кавалли:

Так как узор дамаск является универсальным, можно выбрать для кухни только оттенок, который будет подходить по цвету к главным декоративным элементам. Это могут быть прихватки, скатерть, занавески или другие аксессуары. Некоторые дизайнеры советуют подбирать обои дамаск под цвет мебели в интерьере. В этом случае отлично подойдут орнаменты, которые имеют напыление в виде позолоты, кофейный цвет, коричневый или кремовый. Пример – обои Марбург:

Эти изысканные и оригинальные мотивы пользуются большой популярностью в качестве оформления помещений кухонь или столовых большого размера. Особенно интересно будет смотреться такой узор на стенах в комнатах, имеющих большие окна. Некоторые дизайнеры делят такие помещения на зоны: там, где готовят и там, где принимают пищу. Украсив таким образом комнату в доме или квартире можно без особых усилий подчеркнуть изысканность, роскошность и традиционную сдержанность интерьера.

Прихожая

Перед тем как начать декорировать такое помещение обоями дамаск, следует учитывать, что восприятие этого узора может быть не всегда гармоничным. Например, большие элементы мотивов могут сделать и без того узкое пространство еще более тесным. А, вставки из темных или ярких оттенков, к примеру, в виде декоративного панно, могут нарушить ограниченное освещение коридора. Не у всех хватит смелости использовать обои дамаск в интерьере прихожей. Они боятся того, что стены будут визуально на них «давить».

Поэтому, лучше всего применять оформление такими материалами для отделки стен в коридоре больших размеров, например, в загородных или частных домах. В обычных типовых прихожих этот универсальный узор так же можно использовать. Лучше всего выбирать для этой цели обои дамаск светлых оттенков.

Очень интересно будут смотреться обои, имеющие золотистые или серебристые переливы с глянцевой поверхностью. В этом случае дополнительное декорирование обеспечивается за счет оформления подходящими рейками или молдингами. С их помощью можно сделать необходимый акцент на поверхности стен. Этот декор будет смотреться очень оригинально и интересно. Обои дамаск от бренда Sirpi:

Преимущество использования обоев дамаск в интерьере дома неоценимо. Без каких-либо больших финансовых вложений можно сделать дизайн помещения изысканным и придать ему определенный шарм. Кроме того, дамаск является стильным элементом, которым можно украсить старинный или традиционный классический интерьер. Использование обоев дамаск в интерьере способно украсить даже самую простую комнату.

На видео представлена коллекция обоев Andrea Rossi Burano:

Примечательно, что в этом случае не потребуется применение каких-либо дополнительных аксессуаров. Такие настенные покрытия буду сами служить украшением любой из комнат. А выбор их огромен. Можно приобрести обои дамаск любого бренда. К ним относятся Grandeco Hidden richness, Moods, Estelle Marburg, Victoria Stenova, Esedra, Zambaiti parati, Rasch florentine. Можно выбрать и более бюджетный вариант – белорусские обои дамаск. Все они являются очень качественными и прекрасно подойдут для украшения любого интерьера.

Предложение от Emiliana Parati обои Roberto Cavalli можно посмотреть на следующем видео:

Статьи

Орнамент Египта. III тыс. до н.э.

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.

В орнаменте использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево — они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь антилопа, обезьяна, рыба, цапля— олицетворение души Осириса, (символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, — символ вечно восстанавливающегося мирового порядка.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов.

Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Орнамент Древнего Востока.XIV в. до н.э.

Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент).

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии — «всё возвращается на круги своя».

Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка, и символизирует она мужество. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона.

Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др.

В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству, особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.

Персидский орнамент VI в. до н.э.

В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. Растительные элементы представляют большое разнообразие, соответствуя богатой растительности страны. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей — пеших и всадников, птиц.

Одной из основных религий Персии был зороастризм, поклонение огню. Под воздействием этой религии появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Популярным был и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.

Античный орнамент V—IV вв. до н.э.

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

С введением коринфского ордера в зодчество в орнаментике появляется стилизованное изображение акантового (аканфового) листа. Широко распространенными были пальметты, ионики (овы — яйцеобразные элементы), кимы (набегающая волна из стилизованных листьев) и др. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла богиня Афродита. В эллинистическую эпоху появились изображения сплетенных плодов и цветов в виде гирлянд и венков, а листья аканта и пальметты стали дополняться усиками (стебельками), в которые вплетали фигурки людей и животных.

Римский орнамент II век н.э.

Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. В римском декоре мы видим активное взаимодействие персонажей, превращающее орнаментальный мотив в живую сценку».

Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Византийский орнамент. с 395 по 1453 год.

Византийское искусство — очень важная историческая эпоха, время создания нового христианского искусства и в то же время — утонченного, богато орнаментированного светского, придворного искусства. Византийский декор изобразительно развился в недрах эллинистической и римской художественных культур. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых формально использовали орнаментальную схему и повышенную декоративность. В византийском декоре появились изображения восточного мифологического фольклора: драконы, грифоны (сочленение льва с орлом), сэнмурвы (собаки-птицы).

Сказалось влияние кельтской орнаментики: перевивающиеся растения и ленточные сплетения. В византийском орнаменте активно используются зооморфные мотивы — как реальные, так и фантастические, наделенные определенными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. Наиболее распространенными были изображения львов, леопардов, волков — одним словом, тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. Из птиц предпочтение отдавали павлинам, голубям, орлам. Растительные мотивы — это разнообразные вариации пальметок, часто трех-лепестковых и пятилепестковых, гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок», своеобразное порождение византийской орнаментики, где живой природный мотив и его абстрагирование тесно связаны.

«Византийский цветок» — просто узор, без подтекста и символики. Появляются в декоре Византии эмблемы и символы новой религии, например, изображение креста, рисунок которого очень разнообразился, монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин и др. Рыба – это один из самых распространённых древних символов, олицетворявших Христа. В римских катакомбах нашли изображение рыбы, которая несёт на спине корзинку с хлебом и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который состоит из начальных букв фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (IXOYC). Это первый зашифрованный символ христианской веры.

Древнерусское искусство XII—XV вв.

Древнерусское искусство, будучи проявлением врождённого таланта народа, проявляется в чеканных блюдах с пышным узором, кувшинах, самоварах, увенчанных зооморфным орнаментом, и на матовом серебре клейм с надписями старославянской вязью. Декор церковных дискосов украшен розетками, бордюрами. Каждый симметричный мотив – элемент хорошо организованной декоративной конструкции; даже самый причудливо извивающийся узор следует твёрдой композиционной логике и легко узнаваем.

Китайский орнамент. I тыс. до н.э.

Одна из древнейших культур — китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) — верную дружбу, персик — символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона — знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, — долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений — защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка — любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» — знаки долголетия. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра (символическое изображение грома), но он не непрерывный, как греческий, а повторяющийся элементами узора одиночно или парами. В китайском декоре соединились стилизация и натуралистичность. Китайское искусство испытывало влияние различных кочевых народов, буддийской Индии, сасанидского Ирана (с принятием Ираном ислама многие художники уехали в Китай).

Японский орнамент.

В Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно.

Излюбленные мотивы — животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы (мондокоро), которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы — о долголетии. Мотив цветущих пионов — символ человека знатного, благородного, знаменитого.

Символ императорской власти в Японии — стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

Арабский орнамент.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков — куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк — насхом (буквы более округлые).

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов.

Растительный ис-лими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами).

Геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

В Европе более популярными стали названия мореска — причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска — причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи — пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений, изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Искусство изображения слова — каллиграфия, наделенная самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворенного Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.

Иранские декоративные мотивы более стилизованы и декоративны, турецкие — ближе к природному прототипу. Во второй половине XVI в. окончательно сформировалось турецкое декоративно-орнаментальное искусство. Самобытный вариант исламского искусства представляют орнаментальные композиции испано-мавританского декора, сложившегося в Андалусии в XI—XV вв. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы, цветы и листья бионии (вьющееся растение с зубчатыми листьями, мелкими цветами и плодами) и др. Испано-мавританская орнаментика уникально представлена в архитектурных и декоративных формах сооружений дворца-крепости Альгамбры. Здесь встречаются соединения традиционного узорного мусульманского искусства с реалистическими изображениями людей и животных. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский — более изящен и изыскан.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов и франков. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками.

Романский период. 1050 — 1200 гг

В романский период Средневековья искусство представляло из себя огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. Декор романского искусства часто называют тератологическим (мотивы чудовищ), в нем фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги, они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.

Растительный орнамент как отдельный вид самостоятельного значения не получил. Использовали в декоре мотив каната из сплетенных узлов, которому придавали магическое значение — изгнание дьявола. Символическое звучание придавали изображениям пеликана (пеликан, кормящий голодных птенцов своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа), сирены (символ мирских соблазнов), аспида и василиска (символы сил зла), гвоздики (символ воплощения или страстей Христовых), павлина (символ вечности, бессмертия). В орнаменте романского искусства преобладала вязь (мотив плетенки).

Готический период. с XII по XV вв.

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилистники и др. Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери.

Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения — орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.). Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

Период Возрождения. XV—XVI век

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианскому искусству было придано жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. — наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса.

В эпоху Ренессанса, во второй половине XV в., в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра.

Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по итальянски «la grottesca» — гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Найденный орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой человеческими, животными и растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии. «Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике.

Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, архитектонически логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В композицию гротеска входят изображения практически всегда обнаженных фавнов, нимф, амуров, гарпий, часто в фантастических сочленениях и непристойных позах. В конструкцию гротеска вплетаются фигурки птиц и животных, маскароны и вазоны, гирлянды цветов и плодов. В начале XVI в. орнаментальными мотивами гротеска Рафаэль расписал в Ватиканском дворце в Риме открытую лоджию. В дальнейшем в начале XVIII в. стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике.

Одним из популярных мотивов Ренессанса, как и в античности, становится раковина — символ дальних странствий и морских путешествий. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра и ов. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы.

К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцвета типографский орнамент, печатавшийся с набора матриц (флерон), на которых отлиты или выгравированы изящные арабески. Из миниатюрных типографских флеронов составлялись разнообразные, подчас довольно сложные орнаментальные конфигурации.

Орнаментальная гравюра сыграла большую роль в формировании художественного вкуса в Западной Европе XVI в. В этом столетии сформировались практически все основные виды западно-европейской орнаментики нового времени. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.

Художественная культура XVII—XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, к этому времени сложившиеся в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве. А искусство в этих странах должно было, прежде всего, прославлять монархию, аристократию и церковь.

Барочная орнаментика. XVII—XVIII век

Барочная орнаментика наполняется патетикой и повышенной динамикой сложных объемных форм, беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины.

Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа, так называемые «французские королевские стили», приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков.

Орнамент в стиле рококо

Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства — появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. Вдохновлялись художники рококо и восточным декором.

Орнамент в стиле классицизм

В XVII — начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали античность, Возрождение, культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, фестоны, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др.

Орнамент в стиле ампир

На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы, принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, ликторские связки (пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем), орлы и др. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира.

Классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, ампир мужествен, строг и холоден. Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен.

Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.

Орнамент в стиле Арт нуво Новое искусство

Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн.

Психологическим орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения.

Орнаментальная система Альфонс Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами.

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др.

Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы:ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна — он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Орнамент в стиле ар деко

Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема.

В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.

Орнамент организует вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия.

Начало — орнаменты в интерьере, часть 1.
Цветочные принты
Самый популярный «сложный принт». Особенно любимый в английском, французском и индийском интерьерах.

Выделю два:
Мильфлер (Millefleurs – с фр.– «множество цветов») — узор из мелких цветов на хлопчатобумажных тканях; название впервые использовано в искусстве гобелена, где изображения часто размещались на фоне с изображением цветов.

Fleur-de-lis или «Геральдическая лилия» – знак королевской власти во Франции. Этим изображением украшены гербы и флаги различных городов мира — Флоренции, Квебека, Нового Орлеана и многих других. Многие исследователи полагают, что Fleur-de-lis — изображение ириса, а не лилии. Так или иначе, этот символ часто встречается в рисунках текстиля, обоев, плитки и т.п.

Просто разные по стилю цветочные узоры:



Турецкие огурцы (пейсли)
Восточный след в традициях современных интерьерных орнаментов – «пейсли». Основной его рисунок похож на изогнутую каплю, он подойдет, если Вы планируете оформить помещение в восточном стиле.

Paisley Flourish Lace Pattern
Арабески
Расцветка ткани из витиеватых узоров в виде стилизованных цветов и листьев.
Дамасский узор
Дамасский узор — это тоже арабески. Корни узора дамаск уходят в древние времена, когда в сирийском городе Дамаск мастера по изготовлению тканей начали создавать на них своеобразные узоры. Дамасским можно назвать бесшовный узор любого размера, чаще с вертикальными осями. Стилистика чаще всего орнаментальная и растительная. Узор дамаск легко распознать — он будто трафарет, нанесенный на основу, чаще всего довольно внушительного размера.
Икат
Икат – одна из сложнейших техник создания шелковых полотен и принт с восточным колоритом, который активно используют европейские дизайнеры, стремясь добавить своим коллекциям немного экзотики. Впрочем, орнамент давно перестал быть только текстильным, сейчас его можно встретить и на керамической плитке, и на обойных листах.
Ikat с малазийского переводится как «обвивать , связывать». Суть метода в том, что нити окрашиваются прежде, чем попасть на ткацкий станок, а не после него, как принято обычно. Их стягивают в пучки и перекручивают – скотчем или веревочками, по аналогии с тем, как гусеница шелкопряда оборачивает себя нитями. Своеобразные «коконы» помещают в краситель и все нити приобретают окрас, за исключением тех, что были стянуты.
Современный икат – принт, созданный на компьютере и нанесенный на покрытие цифровой печатью.
Дамасский узор в «технике» икат
Ikat Art Damask Pattern
Решетка (tellis)
Сейчас очень популярен современный орнамент «решетка». Типичный геометрический орнамент «imperial trellis» можно увидеть и в отделке, и в тканях, и в мебельной обивке. Узоры-решетки сделают симпатичнее и современный, и классический вариант интерьера. Особенно хорошо их включать в монохромный дизайн. «Решетка» ненавязчива и хорошо сочетается с любым видом мебели.
Round Circle Lattice Trellis Geometric Pattern
Hourglass Geometric Lattice Swirls Trellis Pattern
Mac Trellis Pattern
Lattice Trellis Allower Pattern
Floral Trellis Pattern
Четырехлистник
У орнамента «четырехлистник» очень древние корни, ведущие к основам геральдики и прочим традиционным узорам. Он состоит из повторяющихся элементов, каждый их которых – окружности одного диаметра. Что-то похожее можно найти и в марокканских традициях. Такой узор не только используется для нанесения рисунка, даже некоторые предметы быта и декора делают в форме этой фигуры орнамента.
Его можно увидеть на ширмах, перегородках, в самых различных элементах интерьера. Он подойдет практический для любого стиля оформления, с той лишь разницей, что в разных стилях его можно использовать с различной интенсивностью. Например, современные технические направления допускают его в минимальных количествах.
Ornament_chetyrehlistnik
Quatrefoil Lattice Trellis Allower Pattern
Марокканские принты
Неотъемлемой частью культуры Марокко являются узоры, сочетающие в себе мавританский, арабский и примесь берберского стилей. В том виде, который известен нам сейчас, марокканский орнамент проявлялся еще в XIII веке. Сложный насыщенный рисунок использовался повсеместно: на полу, предметах быта, стенах мечетей.
Casablanca Moroccan Allower Pattern
Morocco Large Geometric Pattern
Morrocan Lattice Trellis Pattern
Moroccan Lattice Trellis Allower Pattern
Morrocan Lattice Trellis Pattern
Moroccan Allower Pattern

Marrakech Trellis
Еще немного этнических принтов (я расскажу только о тех, которые можно встретить довольно часто).
Меандр
А стиль «меандр», представляющий собой черно-белые замкнутые геометрические рисунки, известен еще с неолита. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.
Сейчас, в дизайне, его считают типичным греческим узором. Используют «меандр» преимущественно для окантовки, например, ковров, штор или стен. Это своеобразный декоративный бордюр.
Вместо названия меандр можно встретить другое:
А-ла-грек
в переводе с французского «à la grecque» — «по-гречески», античный геометрический прямолинейный орнамент, украшавший фризы и карнизы зданий, а также подолы одежды. Орнамент выглядит, как чередование переплетенных прямых линий, меандров, располагающихся горизонтально и вертикально.
Обычно алагрек представляет собой полосу меандров, ограниченную сверху и снизу широкими линиями. В зависимости от количества таких полос различают сложный и простой алагрек. Сочетание нескольких таких видов алагреков позволяет создавать сложные орнаментальные композиции, дополненные узорами или изображениями.
Ацтеки (Aztec)
Еще одна разновидной этнических принтов — узоры ацтеков. Они берут свое начало в тканых, резных и расписных орнаментах древних цивилизаций Латинской Америки, Индии и Африки. Ацтекские орнаменты – это зигзаги и волны, шахматные клетки, спирали, круги и треугольники, элементы лестничных и ступенчатых узоров.
Традиционная палитра – насыщенные и глубокие цвета: красный, синий, зеленый, желтый и их многообразные оттенки.
Мексиканский орнамент
Мексиканский этнический принт представляет собой не менее интересные цветовые сочетания. Колористика мексиканских принтов навевает мысли о знойных пустынях, кактусах и палящем солнце. В принтах доминирует коричневый, песочный, красный и зеленый цвет. В отличие от других принтов, в мексиканских мотивах очень часто используется черный цвет, который составляет оригинальный контраст с желтым, белым, красным и зеленым. В мексиканских принтах часто можно встретить зигзагообразный узор «меандр» и чередующиеся маленькие цветные квадратики.
Африкансканские узоры
Африканские принты напрямую связаны с яркими красками тропических джунглей. В большинстве случаев принт представляет собой чередование зигзагообразных полосок, различных кругов и овалов желтого, красного и зеленого цвета. Кроме того, один африканский принт может состоять из нескольких повторяющихся рисунков. Достаточно часто в орнамент африканских принтов изображает идолов и богов, которые раскрашены не менее ярко.
Китайский орнамент
У китайцев множество узоров, самых разнообразных, включая очень сложные геометрические и цветочные. Я отмечу одну разновидность, которую часто называют «китайским рисунком» — цепочки:
Животные принты
Змеиный принт – создание узора, имитирующего рисунок шкур змей.
Тигровый принт – имитация расцветки тигровой шкуры.
Леопардовый принт – имитация расцветки шкуры леопарда.
Зебровый принт – имитация расцветки шкуры зебры.
Что из очень известного забыла?

Восточная решетка

  • Детские
    • Нежные
    • Герои Мультфильмов
    • для Подростков
    • Сказочные
    • для Мальчика
    • для Девочки
    • Принцессы
    • Трансформеры
    • Для Малышей
    • Единорог
    • Все
  • Фрески
  • Карта мира
    • Детская карта мира
    • Старинные карты мира
    • 3D Карты мира
    • Все
  • 3D фотообои
    • 3D Цветы
    • Объемные
    • Абстракции
    • 3D Деревья
    • 3D Стены
    • Шары
    • 3D Фигуры
    • 3D Фон
    • Все
  • Стереоскопические
  • Природа
    • Море и Океан
    • Горы
    • Водопады
    • Свежая зелень
    • Закаты и рассветы
    • Озера и реки
    • Радуга
    • Туман
    • Пляж
    • Вода
    • Деревья
    • Листья и трава
    • Солнце
    • Все
  • Пейзажи
    • Сады и Парки
    • Саванна
    • Деревня
    • Остров
    • Пустыня
    • Поля и Полянки
    • Утро
    • Берег
    • Лес
    • Времена Года
    • Все
  • Цветы
    • Орхидеи
    • Розы
    • Бамбук
    • Одуванчики
    • Ромашки
    • Маки
    • Лилии
    • Тюльпаны
    • Сирень
    • Пионы
    • Гортензии
    • Герберы
    • Подсолнухи
    • Ландыши
    • Лаванда
    • Магнолия
    • Ветки
    • Букеты
    • Сакура
    • Яблоня
    • Космея
    • Ирисы
    • Крокусы
    • Анютины глазки
    • Лотосы
    • Полевые
    • Все
  • Расширяющие пространство
    • Набережная
    • Дороги
    • Тоннели
    • Дворики
    • Тропинки
    • С перспективой
    • Камин
    • Все
  • Города и страны
    • Небоскребы
    • Рим
    • Прага
    • Токио
    • Чикаго
    • Москва Сити
    • Лондон
    • Ночной город
    • Венеция
    • Мегаполисы
    • Черно-белые
    • Париж
    • Нью Йорк
    • Дубай
    • Европа
    • Италия
    • Греция
    • Китай
    • Франция
    • Испания
    • Англия
    • Бразилия
    • Япония
    • Мексика
    • Египет
    • Африка
    • Куба
    • Средиземноморье
    • Амстердам
    • Все
  • Старый город
  • Улицы и улочки
  • Окна
    • Фальш окна
    • Вид из окна
    • Все
  • Террасы, балконы
    • Балконы
    • Веранда
    • Вид с крыши
    • Все
  • Арки
  • Архитектура
    • Мосты
    • Эйфелева башня
    • Замки и дворцы
    • Лестницы
    • Колонны
    • Домики
    • Фонтаны
    • Все
  • Животные
    • Тигры
    • Львы
    • Птицы
    • Орлы
    • Лошади
    • Зебры
    • Подводный мир
    • Лебеди
    • Бабочки
    • Дельфины
    • Павлины
    • Кошки и Коты
    • Пантера
    • Собаки
    • Волки
    • Медведи
    • Панды
    • Динозавры
    • Носорог
    • Акула
    • Рыбки
    • Олени
    • Леопарды
    • Слоны
    • Жирафы
    • Кролики
    • Фламинго
    • Драконы
    • Все
  • Фоны и текстуры
    • Каменная стена
    • Песок
    • Кирпичная стена
    • Паттерн
    • Кожа
    • Другие
    • Металл
    • Стекло
    • Бумага и Ткань
    • Деревянные Доски
    • Золото
    • Все
  • Ретро
    • Старые
    • Винтажные
    • Все
  • Транспорт
    • Автомобили (Машины)
    • Гонки
    • Такси
    • Автобусы
    • Мотоциклы
    • Поезд
    • Велосипеды
    • Самолеты
    • Корабли
    • Пиратский корабль
    • Лодки и Яхты
    • Все
  • Живопись
    • Рисунки и графика
    • Акварель
    • Картины
    • Все
  • Космос
    • Планеты
    • Земля
    • Все
  • Арт
    • Поп арт
    • Граффити
    • Все
  • Музыка
    • Танцы
    • Все
  • Раскраски
  • Люди
    • Знаменитости
    • Мужчины
    • Девушки и женщины
    • Ангелы
    • Все
  • Любовь
    • Поцелуи
    • Сердца и сердечки
    • Все
  • Спорт
    • Йога
    • Шахматы
    • Баскетбол
    • Футбол
    • Хоккей
    • Волейбол
    • Бокс и Борьба
    • Все
  • Черно Белые
  • Небо и облака
  • Фэнтези
  • Еда напитки
    • Еда
    • Напитки
    • Сладости
    • Все
  • Интерьер
  • на Пол
  • в Школу
  • в Туалет
  • на Кухонный фартук
  • для Мансарды
  • на Кухню
    • Фрукты
    • Лимон
    • Яблоко
    • Апельсины
    • Виноград
    • Лайм
    • Ягоды
    • Клубника
    • Малина
    • Кофе
    • Вино
    • Овощи
    • Специи
    • Все
  • на Потолок
  • в Фитнес Зал
  • на Дверь
  • в Ванную комнату
  • в Офис
  • в Прихожую
  • в Кафе и Ресторан
  • в Детский сад
  • в Спальню
  • в Гостиную
  • в Салон красоты и SPA
  • Все
  • По стилю :
  • Лофт
  • Скандинавский + стильные
  • Авангард
  • Английский
  • Арт деко
  • Барокко
  • Греческий
  • Египетский
  • Кантри
  • Классический
  • Модерн
  • Хай-тек (Современные)
  • Шебби шик
  • Этнический
  • Японский + фен шуй
  • Гламур
  • Прованс
  • Все
  • По цвету :
  • Белые
  • Черные
  • Зеленые
  • Красные
  • Розовые
  • Серые
  • Сиреневые
  • Фиолетовые
  • Бежевые
  • Желтые
  • Голубые
  • Синие
  • Коричневые
  • Оранжевые
  • Бирюзовые
  • Золотые
  • Cеребряные
  • Все
  • Фотообои на заказ

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх