Дома известных архитекторов

20 лучших проектов загородных домов: на любой вкус и кошелёк

Когда застройщик выбирает проект загородного дома или смотрит цену на готовый дом, то он хочет решить две основных задачи:

  1. Построить красивое и уютное жилище для своей семьи.
  2. Влезть в запланированный бюджет строительства.

На этом этапе застройщика подстерегает множество «подводных камней». Например, гигантомания или скатывание в архитектуру «привет из 90-х!». FORUMHOUSE поможет их избежать. Мы покажем вам 20 красивых и гармоничных проектов загородных домов с ценами и комментариями экспертов.

Как надо строить дом

Так назвал тему на портале участник FORUMHOUSE с ником Димон2012, где он рассказывает о загородных домах, с которых можно брать пример. Судя по опросу, 89% читателей считают её интересной.

Прислушайтесь к советам нашего пользователя.

Димон2012Участник FORUMHOUSE

Красивый дом нужно продумать от «А» до «Я». Важно учесть всё — архитектуру, дизайн, планировку, отделу. Дом должен гармонично вписаться именно в ваш загородный участок. Одна из проблем начинающих застройщиков – погоня за квадратными метрами и переоценка своих сил. Люди думают, что, чем больше дом, тем лучше. Мечты разбиваются о реальность. Загородный дом большого метража быстро высасывает все средства. Строительство стопориться на этапе возведения «коробки», а, чтобы довести дом до ума, надо вложить в него еще 3-4, уже потраченные суммы. В последние годы люди всё чаще обращают внимание на заграничные проекты загородных домов площадью 100-150 кв.м. Они понимают, что для комфортной жизни не нужны хоромы по 300-500 квадратов. Поэтому я создал тему, где будут выкладываться фотографии реально построенных в России красивых загородных коттеджей. Дома будут в разном ценовом сегменте – бюджетные проекты и дорогие особняки, но приоритет – средний ценовой сегмент. Поехали!

1. Загородные дома в стиле хай-тек с плоской кровлей: архитектурные решения и стоимость

Дом с плоской кровлей на фото ниже построен в Подмосковье. Отделка стен – натуральная древесина.

Стоимость дома – 4.2 млн. руб. Обратите внимание на гармоничное сочетание элементов наружной отделки – зона окон выделена коричневым цветом и горизонтально уложенной доской, которая выделяется на фоне вертикальной.

Димон2012Участник FORUMHOUSE

Еще один пример красивого современного дома, за 4 млн. руб. Правда, на мой взгляд, вставки из натурального камня коричневого цвета здесь явно лишние.

2. Загородный дом, стилизованный под японский коттедж

Есть застройщики, которые мечтают о доме, выполненном в японской стилистике. Многие не решаются на эксперимент и ограничиваются малыми архитектурными формами под-Японию. Например, строят беседки с хорошо узнаваемыми изогнутыми крышами, как у пагоды.

Вот пример удачной стилизации под восточный стиль. Не идеал конечно, но дом смотрится очень гармонично.

А это – более удачный вариант японской стилизации, выполненный по индивидуальному проекту.

3. Проекты загородных домов небольшой площади

Дома площадью до 100 кв. м, традиционно востребованы у застройщиков, которые ищут недорогие жилища или дачные домики. Тогда вам понравятся реализованные проекты ниже.

Одноэтажный дом площадью в 100 кв. м, который гармонично вписался в загородный участок и стал его частью.

Стоимость домика — 1.65 млн. руб.

Дом с двускатной простой крышей, стилизованный под финские проекты одноэтажных строений.

Обратите внимание, что отделка стен дома визуально имитирует стволы сосен, которые растут на участке. Димон2012Участник FORUMHOUSE

Вот ещё один симпатичный домик площадью 84 кв. м. Дом красиво смотрится. Правильно вписан в участок и стильно отделан.

Ещё один финский проект под Санкт-Петербургом — дом с мансардным этажом, двускатной крышей, покрытой гибкой черепицей и большими окнами. Цвет дома удачно перекликается с окружающими его соснами.

Площадь дома 120 кв. м, хотя, на участке, он выглядит меньше. Стоимость – 3.6 млн. руб. Обратите внимание на большое крыльцо, которое плавно перетекает в террасу.

Дом – находка для дачи.

Монохромный фасад выкрашен в спокойные тона. Фасад дома выделен панорамным остеклением с широкими оконными перемычками, выкрашенными в контрастный белый цвет. Вокруг дома построена широкая терраса, которая визуально увеличивает и дополняет объем строения.

4. Проекты современных загородных домов площадью 150-250 кв. м.

Переходим к более дорогим домам, площадью от 100 кв. м., которые интересны наиболее широкому кругу застройщиков.

Комбинированный дом с жилым мансардным этажом, и крышей покрытом гибкой черепицей.

Площадь дома 180 кв. м. Стоимость – 4 млн. руб. Обратите внимание на удачное сочетание натуральной древесины и камня в отделке коттеджа.

Современный дом площадью 170 кв. м. за 5.5 млн. руб.

Только крыша зеленого цвета выбивается из общей цветовой гаммы стен и цоколя.

Планировка помещений дома за 5.5 млн. руб.

Ещё один комбинированный дом – бревно и камень.

Чувствуется, что над проектом работал архитектор. Площадь дома 230 кв. м. Стоимость – 7.6 млн. руб.

Классический дом за 4 млн. руб. площадью 145 кв. м.

Дом построенный в Карелии.

Обратите внимание, как удачно дом вписался в загородный участок и ландшафтный дизайн, а все постройки гармонируют друг с другом.

Небольшой и очень уютный дом.

Современный загородный дом в европейском стиле площадью 150 кв. м за 4.6 млн. руб.

5. Большие загородные дома, выполненные по индивидуальным проектам

Переходим к современным проектам домов площадью более 200 кв. м и ценой за 10 млн. руб. Первый пример.

Второй пример, за 16.5. млн. руб., стилизованный под замок.

Оба дома находятся на участках большой площади. Не пытайтесь «засунуть» дом в 200-300 квадратов на участок 7-10 соток. Строение «съест» большую часть территории и будет смотреться несуразно.

Ещё одно удачное сочетание дерева и камня.

Планировка помещений.

Дом с плоской эксплуатируемой кровлей, на которой можно установить инженерное оборудование и оборудовать смотровую площадку и, дорогой, но не броской отделкой.

Это дом в стиле «Амбар» в Подмосковье.

В доме сделаны большие панорамные окна. Отделка стен – натуральная древесина.

Дом в стиле «Barn house» — не для всех, но согласитесь, такие коттеджи смотрятся выигрышно и необычно на фоне царства домов из «красного» кирпича, сайдинга, металлочерепицы и заборов из профнастила.

Выводы

В завершении статьи дадим блиц-ответы на вопросы пользователей FORUMHOUSE.

Зачем дома, например, каркасники, внешне стилизуют под брусовые, а изнутри под лофт? Не проще сразу строить дом из дерева или кирпича?

SpacewalkerАрхитектор, пользователь FORUMHOUSE

Встречный вопрос, а зачем дома из газобетона отделывают кирпичом? Люди реализуют свои «хотелки», используя разные строительные материалы.

В чём смысл делать дом из одного материала, а стилизовать его под другой?

SpacewalkerАрхитектор, пользователь FORUMHOUSE

Внешняя отделка — это самый характерный элемент дома, формирующий его стилистическую принадлежность. Некрасиво выглядят дома, когда стилизация фасада делается без соблюдения канонов и принципов того стиля, под которое стилизуется строение.

Я понимаю, когда фахверк настоящий, а когда он искусственный – это же некрасиво!

SpacewalkerАрхитектор, пользователь FORUMHOUSE

Правильно воссозданный фахверк смотрится красиво и аутентично. Вы не отличите его от настоящего, а то, что некоторые называют «фахверком», это – абы как прибитые на оштукатуренный фасад деревянные рейки.

Еще больше проектов загородных домов с ценами и описанием в теме, Как строить надо. Реальные примеры.

Рекомендуем статьи:

  • Дом с крышей без свеса: преимущества архитектуры и конструктивные решения
  • Как строят частные дома в Европе: законодательство, архитектура, проекты, выбор фундамента, стеновые материалы, утепление.
  • 3 проекта стильных мини-домов под ПМЖ, площадью от 18 до 30 кв. м: архитектура, материалы, инженерка, бюджет строительства.

В видео дом в современном европейском стиле, с минимальными свесами крыши и черным деревянным фасадом из лиственницы.

Подписывайтесь на наш Telegram каналЭксклюзивные посты каждую неделю

Самые мистические здания в России

Мистические истории о жутких призраках, наводящих ужас на жителей старых домов, всегда притягивают интерес читателя. Таинственные городские легенды передаются из уст в уста на протяжении многих лет. Сегодня мы расскажем вам о самых загадочных и знаменитых домах с привидениями, которые есть в России.

Дворец Ольденбургских

Дворец находится в Воронежской области, в поселке Рамонь. Он был спроектирован для принцессы Евгении Ольденбургской в 1830-х годах архитектором Христофором Нейслером. Евгения была известна своими занятиями благотворительностью. Она открывала школы, общественные столовые и госпитали. Также принцесса построила первую российскую кондитерскую фабрику по производству конфет. Возможно, из зависти местные жители распространяли слухи, что Евгения оборудовала в подвале своего дворца зверинец с дикими животными и всех провинившихся слуг скармливала медведю. Подобные жуткие истории рассказывали и о ее супруге, которого считали колдуном. Так или иначе, есть подтвержденные историками факты, что он и его друг, художник и философ Николай Рерих, проводили в стенах здания и его окрестностях различные мистические опыты и занимались спиритизмом. В 1902 году произошел пожар, который почти полностью уничтожил фабрику Ольденбургских, с тех пор подобные занятия владельцы прекратили. На сегодняшний день легенда о замке гласит, что здесь обитают три привидения, одно из которых — дух Евгении, закутанный в черную вуаль, второе — призрак лекаря-колдуна, лечившего принцессу, а третье — тень крепостной девушки. С 2006 года замок находится на реконструкции, по словам рабочих, техника здесь постоянно отказывает, случаются перебои с электричеством, а люди часто чувствуют себя не в своей тарелке.

Жилой дом в Калуге

Обычный дом, расположенный по адресу: город Калуга, улица Ленина, 100, прославился благодаря призракам, которых здесь регулярно видят каждую осень. Дом был возведен в 1934 году в стиле конструктивизма сталинской эпохи. По словам историков, это жилое здание было возведено на фундаменте храма, а его кирпичи взяты из стен разобранной церкви. Они же были использованы для строительства и других домов того периода. Поэтому встречи с привидениями объясняют тем, что духи, похороненные на территории храма монахов, были потревожены и теперь никак не могут успокоиться. Жители частенько слышат шаги и странные звуки, а на лестничных клетках им видятся тени в длинных рясах.

Дом купца Железнова

Одна из самых известных и красивых усадеб Екатеринбурга. Внешне она похожа на терем из красного кирпича. Дом, построенный в 1895 году, был приобретен купцом Железновым для его семьи в 1905 году. Его жена Мария была очень красивой дамой, но склонной к клептомании и прочим странностям. Именно благодаря ее закрытому образу жизни и внезапной смерти на постановке балета «Ромео и Джульетта» в 1914 году, дом приобрел нехорошую славу. Некоторое время спустя после кончины супруги, Железнов с детьми перебрался в Омск, с тех пор о судьбе семьи нет никаких данных. А призрак хозяйки дома, как поговаривают местные жители, до сих пор бродит по особняку и тайным подземным ходам усадьбы.

Дом княгини Голицыной

В Петербурге довольно много домов с мистической славой. Особняк Голициной — один из них. Княгиня Наталья Петровна Голицына стала одним из прообразов графини Анны Федотовны Томской из повести А.С.Пушкина «Пиковая дама». Согласно легенде, которую рассказал внучатый племянник княгини Сергей Голицын по прозвищу Фирс, тайну трех карт Голициной открыл ее друг, французский алхимик и оккультист граф Сен-Жермен. Смерть Натальи Петровны также была весьма загадочной. По словам ее знакомых, не задолго до этого, княгине привиделся призрак черного офицера, который пришел забрать ее жизнь, но душу оставил бродить по дому.

Усадьба Глинки

Эта усадьба расположена в Московской области, в районе железнодорожной станции Монино. В 1721 году, в награду за помощь в заключении Ништадтского мира, Яков Вилимович Брюс получил село Глинково. Именно благодаря ему, усадьба моментально стала обрастать мистическими легендами. Считалось, что Яков Брюс — один из соратников Петра Первого, был чернокнижником. По слухам, он занимался в своих владениях колдовством. На самом же деле на территории его усадьбы были оборудованы помещения для занятий наукой, в том числе, астрономией: Брюс перевез сюда из Петербурга свою обсерваторию. Также он изучал свойства лекарственных растений и помогал больным. С именем Брюса связана и таинственная история о разрушенной в 1934 году Сухаревской башне, в которой трудился загадочный граф. Считается, что на месте бывшего здания можно увидеть призрак колдуна. После смерти Якова Вилимовича усадьба сменила множество владельцев по причине их финансовой несостоятельности. А во времена СССР здесь был оборудован санаторий. В конце 90-х годов исследователи обнаружили пустоты в фундаменте здания, с тех пор многие пытались найти там спрятанное “золото колдуна”. О фасадных камнях, выполненных в виде масок демонов, также ходят легенды, которые гласят, что лица следят за посетителями и меняют свои выражения.

7 самых известных архитекторов мира, имена которых должен знать каждый



Архитектура окружала человека всегда и везде, даже если мы ее не замечаем и принимаем как неотъемлемую часть нашей жизни. Именно архитектурные сооружения, и неважно крошечная дача это или грандиозный мост, а может фантастический аэропорт, оказывают огромное влияние на рост сообществ, процветание бизнеса и, конечно же, на психическое и физическое состояние людей. Несмотря на то, что на планете несколько десятков тысяч архитекторов, лишь нескольким удалось создать уникальные шедевры, которые заставляют окружающих восторгаться, удивляться и задумываться.

1. Антонио Гауди (1852-1926 гг.)


Антонио Гауди и его незаконченный проект Искупительного храма Святого Семейства (Барселона). | Фото: styleinsider.com.ua.

Мало найдется цивилизованных людей на планете, которые не слышали об этом каталонском зодчем, творения которого до сих пор заставляют биться сердца чаще и безгранично удивляться и восхищаться его причудливому видению мира. Созданные им здания навсегда изменили облик Барселоны. Примечательно, что из 17 самых известных и грандиозных его проектов с успехом воплощенных в жизнь семь – признанны ЮНЕСКО Всемирным мировым наследием.

Дом Бальо (Casa Batllo) больше похож на живое трепещущее существо (Антонио Гауди). | Фото: novikov-architect.ru.

До сих пор специалисты спорят, в каком же стиле творил гениальный архитектор, но классифицировать его шедевры невозможно. Ведь теоретически это модерн, в который мастерски вплетены элементы разнообразных течений, стилей и направлений. Причем до такой степени переработаны и изменены, что подобные сооружения, возведенные уже сейчас, называют в «стиле Гауди». Кривые поверхности, фантастически-причудливые формы в строительстве как нельзя лучше отражены в его гениальных работах – Винный погреб Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и естественно в проекте Искупительного храма Святого Семейства. Более подробно о том, как жил и творил великий мэтр можно узнать на станицах Novate.Ru.

2. Фрэнк Гери (1929 г.)


Архитектор Фрэнк Гери и его проект Hotel Marqués de Riscal — одно из самых шокирующих и смелых архитектурных решений. | Фото: design-mate.ru.

О Фрэнке Гери идет слава смелого, дерзкого, а порой даже шокирующего архитектора современности. Его деконструктивистские проекты характеризуются обилием изломанных поверхностей иногда очень грубых и неожиданных, ведь все его творения имеют запоминающийся, непохожий ни на один из стилей в архитектуре противоречивый и весьма экспрессивный характер.

Несколько самых неординарных строений созданных велики маэстро Фрэнком Гери. | Фото: archidea.com.ua.

Но несмотря ни на что, именно такой неординарный стиль, воплощенный в абсолютно нелогичном разрыве между формой и содержанием оценен многими известными международными конкурсами в области архитектуры, отмечая примесями и наградами. Самой ценной из всех стала Притцкеровская премия, присужденная в 1989 году. Наиболее известными и значимыми для мировой архитектуры проектами Фрэнка Гери, привлекающие толпы туристов считаются: музей Гуггенхайма в Бильбао, концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Музей музыки в Сиэтле, а также Stata Center Массачусетского технологического института и многие другие.

3. Ээро Сааринерн (1910-1961 гг.)


Талантливейший архитектор и дизайнер мебели – Ээро Сааринерн и одно из его фантастических творений (США). | Фото: elledecoration.ru.

Ээро Сааринен — один из известнейших и талантливых архитекторов и дизайнеров мебели XX века. Его творения удивляют и восхищают одновременно, ведь интересы так разнообразны, что диву даешься, как в одном человеке может все уместиться. Ведь после себя он оставил не только удивительной формы кресла и стулья, но и мемориальный комплекс Арка в Сент-Луисе, небоскреб для радиовещательной компании CBS, хоккейный каток для Йельского университета и даже терминал Trans World Airlines в Нью-Йорке не считая другие не менее значимые работы.

Терминал Trans World Airlines в Нью-Йорке и хоккейный каток для Йельского университета в Нью-Хейвен (работы Ээро Сааринена). | Фото: elledecoration.ru.

Вот поистине тот человек, к которому применимо известное выражение «талантливый человек талантлив во всем». Его уникальные работы привлекают до сих пор внимание не только американцев, он хоть и был финном, но жил и творил в США, но и многих людей своим неофутуристическим стилем, в котором чудесным образом ожившие машины принимают архитектурные очертания.

4. Фрэнк Ллойд Райт (1867- 1959 гг.)


Фрэнк Ллойд Райт и его знаковый проект Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма. | Фото: thearchitect.pro.

Имя Фрэнка Ллойда Райта по праву вписано золотыми буквами в историю всей мировой архитектуры. Своим творчеством, ведь по-другому его проекты и назвать нельзя, внес огромный вклад в становление основ современной архитектуры и считается родоначальником органической архитектуры. Его здания отличает цельный образ и удивительным образом организованное непрерывное пространство, которое идеально гармонирует с окружающей природой. Основным приемом всех работ Райта стал свободный план, который можно по-настоящему почувствовать.


Знаменитые работы Фрэнка Ллойда Райта – Дом над водопадом и интерьер офиса компании Johnson Wax. | Фото: thearchitect.pro.

И уникальность такого восприятия стало основной частью развития сегодняшних архитектурных стилей. Он был очень плодовитым творцом и перечислять сотни его проектом мы назовем лишь самые узнаваемые и знаковые: Дом над водопадом, Roby House, Комплекс «Талиесин», Yamamura House, Синагога BethShаlom, Офис компании Johnson Wax, Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма и многие другие.

5. Ричард Роджерс (1935 г.)


Ричард Роджерс и одно из его знаковых творений Здание компании Lloyd’s в Лондоне. | Фото: arx.novosibdom.ru.

Этот известнейший в творческих кругах британский архитектор является одним из основателей весьма популярного современного стиля high-tech в архитектуре. Также он главный сторонник архитектурного движения, более известного как «Высокие технологии и структурный экспрессионизм». Учитывая неординарность его творений совсем не удивительно, что он в 2000 году стал Лауреатом Императорской премии, а в 2007 самой престижной Притцкеровской премий.

4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас (Madrid Barajas Airport) и Центр Помпиду в Париже (Centre Pompidou) в Париже. | Фото: royaldesign.ua.

Самыми известными и узнаваемыми проектами Ричарда Роджерса в настоящий момент считаются 4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас (Madrid Barajas Airport), Центр Помпиду в Париже (Centre Pompidou), штаб-квартира страховой компании Ллойд в Лондоне (Lloyd’s of London), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (European Court of Human Rights), Дом Миллениум в Гринвиче (Millennium Experience), проект восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке и Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе (National Assembly for Wales).

6. Ренцо Пиано (1937 г.)


Ренцо Пиано и его проект Небоскреба The Shard в Лондоне. | Фото: interior.ru.

Один из самых популярных и востребованных итальянских архитекторов современности является основоположником стиля high-tech в архитектуре. Он хоть и считается метром архитектуры, но никогда не превозносил свое имя ради имени, ведь всегда старается проектировать только функциональные здания. Он не ставит во главу угла только свое личное видение и не стремится к активной демонстрации авторского почерка. Поэтому Ренцо не только пректирует и создает, но еще и принимает участие в реставрации исторических достопримечательностей Италии, Крита, Мальты и даже России (реконструкция бывшей электростанции ГЭС-2 в Москве).

Культурный центр имени Жана-Мари Тжибау в Нумеа и Торгово-развлекательный комплекс Welstadthaus в Кёльне (проекты Ренцо Пиано). | Фото: bigpicture.ru.

В зданиях гениального архитектора современности нет «звездного почерка», ведь они все разные, но при этом их объединяет настоящее ремесленное качество – они продуманы до мелочей и искусно сочетают все лучшие технологии и функции архитектуры как таковой. Основная часть его произведений базируется в создании общественных центров и учреждений культуры.

Стадион «Сан-Никола» в Бари и Концертный зал «Парко-делла-Музика» в Риме (проекты Ренцо Пиано). | Фото: bigpicture.ru.

Обладатель множества всевозможных премий в области архитектуры, искусств и философии, кавалер орденов и медалей, самыми престижными из которых являются Королевская золотая медаль, Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», лауреат Притцкеровской, Императорской премий и премии Эразма. Самыми же известными работами маэстро являются Калифорнийская академия наук, Культурный центр имени Жана-Мари Тжибау в Нумеа, Центр Пауля Клее в Берне, Нью-Йорк-Таймс-билдинг, Музей NEMO в Нидерландах, возглавлял и проектировал Музыкальный парк в Риме и международный аэропорт Кансай в Осаке и многие другие.

7. Заха Хадид (1950-2016 гг.)


Заха Хадид и ее проект Политехнического университета в Гонконге. | Фото: womo.ua.

Это в действительности великая женщина-архитектор, которая считалась настоящей «королевой форм». Заха Хадид черпала свое неординарное вдохновение из самой матушки-природы, придавая своим творениям гармоничную натуральную форму.

Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде и Центр Гейдара Алиева в Баку (работы Захи Хадид). | Фото: youtube.com.

Парящие футуристические структуры, имеющие плавные изогнутые формы действительно бросают настоящий вызов фундаментальным представлениям о дизайне и его геометрии. Ее творения нельзя спутать ни с одним шедевром архитектуры всех времен, поэтому не зря она стала первой женщиной в мире, которую удостоили Притцкеровской премией, и дамой-командором ордена Британской империи, также стала лауреатом Императорской премии и премии Джейн Дрю и награждена Королевской золотой медалью.

Международный центр культуры и искусства Чанша и Музей транспорта Riverside в Глазго (работы Захи Хадид). | Фото: womo.ua.

Среди ее наиболее известных работ Центр Гейдара Алиева в Баку, Центр водных видов спорта в Лондоне, Музей транспорта Riverside в Глазго, Национальный музей искусств XXI века в Риме, Гражданский суд комплекса Кампус правосудия в Мадриде, Оперный театр в Гуанчжоу и многие другие.


Очень хорошо, что в мире все-таки существуют удивительные архитектурные сооружения, которые создают гениальные авторы. Ведь они действительно становятся подлинным украшением любого места, определяя облик земной цивилизации. С развитием инновационных технологий даже архитектурные шедевры становятся все более масштабными. В следующем обзоре вы увидите 7 грандиозных построек, которые в будущем точно станут настоящими Чудесами Света.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Собственные дома архитекторов

20 домов, выстроенных архитекторами для себя

Подготовил Артем Дежурко

Вилла Томаса Джефферсона в Монтичелло
(1769–1784)

США, штат Вирджиния, Шарлотсвилл, Томас-Джефферсон-паркуэй, 931

Томас Джефферсон. Картина Рембрандта Пила. 1800 год © Wikimedia Commons

Томас Джефферсон, американский аристократ, дипломат и одно время президент Томас Джефферсон — третий президент США с 1801 по 1809 год., — архитектор одного здания, которое он строил всю жизнь. Это усадебный дом на плантации Джефферсона в Монтичелло. Облик дома традиционен, а его техническое оснащение революционно. Там много инженерных находок, часть из которых станет повседневностью только в следующем столетии, а другие совершенно бесполезны: туалеты со смывом, кухонный лифт, устройство, позволяющее писать на бумаге, одновременно создавая копию (нечто вроде ксерокса на мускульной тяге), и скрытый в полу сложный механизм, благодаря которому, толкнув одну из створок дверей, открываешь обе. Словом, это какой-то дом сумасшедшего ученого. Так и представляешь, как в одном из его просторных подвалов Джефферсон пытает Джеймса Бонда. Дом архитектора, особенно в XX веке, это экспериментальная площадка. Дом Томаса Джефферсона — первый в этом ряду.

1 / 6 Усадьба Монтичелло© Martin Falbisoner / Wikimedia Commons, 2010 2 / 6 Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011 3 / 6 Cадовый павильон в усадьбе Монтичелло© Mr.TinDC/Flickr, 2008 4 / 6 Столовая в усадьбе Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011 5 / 6 Усадьба Монтичелло© Carol M. Highsmith / Library of Congress, 2015 6 / 6 Усадьба Монтичелло© Darren and Brad / Flickr, 2011

Дом Джона Соуна (1792–1824)

Великобритания, Лондон, Линкольнс-Инн-филдс, 12, 13, 14

Джон Соун. Картина Томаса Лоуренса.
1828–1829 годы © Wikimedia Commons

Джон Соун — самый неклассический из архитекторов классицизма, а его дом — самое странное из его произведений. Архитектор постепенно расширял его, покупая соседние владения, перестраивая их и застраивая дворы. В итоге получился запутанный и тесный лабиринт с комнатами разных размеров и форм, незаметными дверями в углах, «колодцами», объединяющими этажи, и потоками света, льющимися из невидимых щелей сверху, сбоку и иногда, кажется, даже снизу. Соун, как любой английский просвещенный дворянин той эпохи, собирал антики и живопись и прист­раивал к дому все новые помещения, чтобы было где разместить постоянно растущую коллекцию. Экспонаты так густо покрывают стены крошечных залов, что трудно пройтись по дому, не задев ухом или носом какой-нибудь римский мрамор.

1 / 7 Дом-музей Джона Соуна© Ewan Munro / Flickr, 2008 2 / 7 Дом-музей Джона Соуна© Wikimedia Commons, 1983 3 / 7 Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980 4 / 7 Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980 5 / 7 Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980 6 / 7 Дом-музей Джона Соуна© Kotomi/Flickr, 2008 7 / 7 Дом-музей Джона Соуна© stu smith / Flickr, 1980

Дом Виктора Орта (1898–1901)

Бельгия, Брюссель, Рю-Америкен, 25

Виктор Орта. 1900 год © Wikimedia Commons

Виктор Орта изобрел архитектуру ар-нуво. До Орта в стиле ар-нуво (он же стиль модерн) делали мебель, лампы и настольные статуэтки — и никому не приходило в голову, что в том же стиле можно выстроить целый дом. Поэтому четыре особняка, которые Орта построил в Брюсселе, включая его собственный дом, считаются важными достопримечательностями города, музеефицированы и бережно сохраняются со всей обстановкой. Все архитекторы ар-нуво строили для себя особняки (а Федор Шехтель целых два), но первоначальную обстановку полностью сохранил только особняк Орта. А в домах ар-нуво обстановка — самое ценное. Их мебель, двери, фурнитура — словом, все интерьерные мелочи создавались в единственном экземпляре, как неотъемлемые части только этого здания.

1 / 8 Дом-музей Виктора Орта© Francisco Antunes / Flickr, 2010 2 / 8 Дом-музей Виктора Орта© María Ouro / Flickr, 2007 3 / 8 Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011 4 / 8 Дом-музей Виктора Орта© Wikimedia Commons, 2011 5 / 8 Дом-музей Виктора Орта© mksfca/Flickr, 1997 6 / 8 Дом-музей Виктора Орта© Xavier Ashe / Flickr, 2011 7 / 8 Дом-музей Виктора Орта© tsoleau/Flickr, 2008 8 / 8 Дом-музей Виктора Орта© bookchen/Flickr, 2008

Дом Рудольфа Шиндлера (1921–1922)

США, штат Калифорния, Западный Голливуд, Норт-Кингс-роуд, 833

Рудольф Михаэль Шиндлер © ncmodernist.org

С современной точки зрения это не дом, а хостел. В нем нет спален, гостиной и столовой, а есть несколько комнат, каждая из которых предназначена для одного человека, и одно общее хозяйственное помещение. Конструкция у него тоже необычная: вместо фундамента — плоская плита бетонного пола, одни стены — из слоистого бетона, как торт «Наполеон», а другие — стеклянные, решетчатые и раздвижные, как в традиционной японской архитектуре. Шиндлер при жизни был известен, но не знаменит. Его постройки были слишком экспериментальными, чтобы нравиться широкой публике. Зато наши современники, калифорнийские архитекторы-деконструктивисты, считают Шиндлера своим предшественником, боготворят его и бесконечно обсуждают, как сберечь его дом.

1 / 5 Дом Рудольфа Шиндлера© Chris Mottalini / ncmodernist.org 2 / 5 Дом Рудольфа Шиндлера© Julius Shulman / Wikimedia Commons, 1997 3 / 5 Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001 4 / 5 Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001 5 / 5 Дом Рудольфа Шиндлера© Allan Ferguson / Wikimedia Commons, 2001

Дом Шрёдер Геррита Ритвельда (1924)

Нидерланды, Утрехт, Принс-Хендриклан, 50

Геррит Томас Ритвельд. 1962 год © Wikimedia Commons

Геррит Ритвельд, главный голландский архитектор-модернист, строил этот дом для вдовы Трюс Шрёдер и ее троих детей, но в процессе строительства он так сдружился с заказчицей, что сам поселился с ней в доме и прожил там всю жизнь. Считается, что в этом проекте Ритвельд перенес в трехмерное пространство принципы абстрактной живописи Пита Мондриана. Еще больше, чем на картины Мондриана, здание похоже на работы русских супрематистов: архитектоны Малевича, проуны Лисицкого. На что он совсем не похож, так это на «нормальные» модернистские дома: слишком много в нем цвета, слишком много деталей, не обусловленных функцией. Тем не менее он их предшественник. Дом Шрёдер — один из ранних смелых экспериментов, на основе которых сложилась архитектура модернизма.

1 / 5 Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2011 2 / 5 Дом Шрёдер© Hay Kranen / Wikimedia Commons, 2010 3 / 5 Дом Шрёдер© Erik Honig / Wikimedia Commons, 2011 4 / 5 Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010 5 / 5 Дом Шрёдер© Wikimedia Commons, 2010

Дом Константина Мельникова (1927–1929)

Москва, Кривоарбатский пер., 10

Константин Мельников © Wikimedia Commons

Все архитекторы XX века строили дома для себя. Все, кроме советских. В СССР было не принято строить особняки. Как это удалось Мельникову — загадка. Нам повезло, что это удалось именно ему — самому большому фантазеру среди архитекторов советского авангарда. Дом у него вышел ни на что не похожий, из двух цилиндров, со стенами как соты и одной спальней для всех членов семьи. Этот особняк — шедевр архитектуры, известный во всем мире, и для иностранного туриста он одна из важнейших достопримечательностей Москвы. А для нас, русских, он важен не как архитектурный шедевр, а как культурная аномалия. Особняк, построенный в эпоху проклятого «квартирного вопроса», с гордой надписью «Константин Мельников архитектор» над входом и огромной и светлой, как храм, мастерской на третьем этаже — манифестация достоинства профессии, которого никто за ней не признавал в СССР, где архитекторы были анонимными функционерами проектных институтов и рабами Стройкомплекса.

1 / 12 Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2015 2 / 12 Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014 3 / 12 Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014 4 / 12 Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014 5 / 12 Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014 6 / 12 Дом Мельникова© Viktoria Savuta / Wikimedia Commons, 2014 7 / 12 Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014 8 / 12 Дом Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014 9 / 12 Одна из детских комнат в доме Мельникова© Alex Naanou / Flickr, 2014 10 / 12 Дом Мельникова© Nikolai Vassiliev / Flickr, 2013 11 / 12 Спальня в доме Мельникова. 1920-е годы© Wikimedia Commons 12 / 12 Каркас дома в процессе строительства. У дома — Константин Мельников с женой. 1927 год© Wikimedia Commons

Усадьба Фрэнка Ллойда Райта «Талиесин»
(1911–1959)

США, штат Висконсин, Спринг-Грин, Каунти-роуд, 5481

Фрэнк Ллойд Райт. Фотография Ала Равенны. 1954 год © Library of Congress

«Талиесин» — самый большой из всех домов архитекторов, дом архитектора с самой жуткой историей и единственный дом архитектора, где можно получить диплом архитектора. Это поместье, которое Райт унаследовал от матери и прожил в нем большую часть жизни. Там находилось его архитектурное бюро, а с 1932 года — частный архитектурный вуз Райта, который работает до сих пор. Благодаря этому вузу Райт стал вторым по влиятельности архитектором XX века после Ле Корбюзье. Если Ле Корбюзье — отец архитектуры модернизма, то Райт — дедушка постмодернизма. Он ненавидел модернистскую архитектуру и боролся с ней как мог. Многочисленные ученики Райта, архитекторы 1960-х и 1970-х годов, довели его борьбу до победного конца. С усадьбой связаны самые страшные воспоминания Райта. Она дважды полностью сгорала: первый раз в 1914 году, когда слуга, сошедший с ума, убил любовницу Райта и ее детей и поджег их тела, и в 1925 году, сразу после того, как Райт построил ее во второй раз. Сейчас на этом месте стоит несколько зданий, которые Райт постепенно возводил с 1928 года.

1 / 8 Усадьба «Талиесин»© Marc Heiden / Wikimedia Commons, 2012 2 / 8 Усадьба «Талиесин»© Wikimedia Commons, 2012 3 / 8 Усадьба «Талиесин»© Michael D Martin / Flickr, 2011 4 / 8 Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012 5 / 8 Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005 6 / 8 Усадьба «Талиесин»© Inga Munsinger Cotton / Flickr, 2005 7 / 8 Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012 8 / 8 Усадьба «Талиесин»© sswj/Flickr, 2012

Дом Вальтера Гропиуса (1938)

США, штат Массачусетс, Линкольн, Бейкер-Бридж-роуд, 68

Вальтер Гропиус. Фотография Ханса Г. Конрада. 1955 год © Wikimedia Commons

Вальтер Гропиус — один из главных архитекторов модернизма, и его переезд в США в 1930-х годах — историческое событие. С тех пор не Европа, а Америка стала местом, где создается самая передовая архитектура мира. В Америке Гропиус преподавал в Гарвардской школе дизайна, и свой дом он использовал как учебное пособие, показывая студентам на его примере, что такое современная архитектура: план и фасады как отражение пространст­венной структуры, четкое разделение функциональных зон, внимание к естественному освещению и т. д. Дом стал символом новой архитектуры интернационального стиля, которая пришла в Америку из Старого Света, и этим навлек на себя критику самых разных людей — от Фрэнка Ллойда Райта до разъяренных соседей.

1 / 5 Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress 2 / 5 Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress 3 / 5 Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress 4 / 5 Дом Вальтера Гропиуса. Не ранее 1939 года© Library of Congress 5 / 5 Дом Вальтера Гропиуса. Одна из спален на втором этаже. Не ранее 1939 года© Library of Congress

Дом Эрнё Голдфингера (1939)

Великобритания, Лондон, Уиллоу-роуд, 1, 2, 3

Эрнё Голдфингер © open.edu

Этот дом, как и любой дом, который архитектор-модернист строил для себя, экспериментальный, со множеством полезных находок в интерьере. Например, в доме нет плинтусов. Переход от пола к стенам плавный, и там не скапливается пыль. Разумеется, не обошлось без встроенных шкафов, раздвижных стен и перепадов уровня пола. Но важнее другое. Англия — консервативная страна, где к любым новшествам относятся с подозрением. Англичан пугали модернистские дома, белые, с огромными окнами и хромирован­ными парапетами. Они задумывались: нельзя ли быть современными, но без этих крайностей? Голдфингер показал, что можно. Его дом — редкий пример модернистской архитектуры, уважающей контекст и историю места. У дома кирпичные фасады того же цвета, что и у других зданий на той же улице, и, что важнее, он традиционен по своему внутреннему устройству. Это типичный английский террасный дом, разделенный на три изолированные части. То есть на самом деле это три дома с общими стенами, отдельными входами с улицы и тремя садиками позади. В центральной части Голдфингер жил, две другие сдавал жильцам.

1 / 3 Дом Эрнё Голдфингера© Matthew Byrne / Flickr, 2008 2 / 3 Дом Эрнё Голдфингера© Kit Reynolds / Flickr, 2006 3 / 3 Дом Эрнё Голдфингера© Cle0patra/Flickr, 2010

Дом Гуннара Асплунда (1940)

Швеция, Сурунда, Хестнесвеген, 55

Эрик Гуннар Асплунд © Wikimedia Commons

Хозяин этого маленького домика, Гуннар Асплунд, — знаменитый шведский архитектор. Об этом невозможно догадаться, глядя на его дом. Здание похоже не на виллу знаменитости, а на дом крестьянина в шведской глубинке. Внутри, на первый взгляд, тоже ничего особенного. Тем не менее это шедевр, просто сделан он так тонко, что штрихи почти не видны. Нужно очень постараться, чтобы разглядеть детали, превращающие обыденность в поэзию (например, ступени лестницы, которые входят прямо в зев открытого очага).

1 / 5 Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com 2 / 5 Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com 3 / 5 Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com 4 / 5 Дом Гуннара Асплунда. Фотография Ёкио Ёсимуры© erikgunnarasplund.com 5 / 5 Дом Гуннара Асплунда© sika-design.com

Стеклянный дом Филипа Джонсона (1949)

США, штат Коннектикут, Нью-Канаан, Понус-Ридж-роуд, 798–856

Филип Джонсон. Фотография Беньямина Пьетро Филардо © Wikimedia Commons

Филип Джонсон устроил в 1932 году в Нью-Йорке выставку «Интернациональный стиль», которая познакомила Америку с европейской модернистской архитектурой, а потом трудоустроил в США главных героев своей выставки. Затем Джонсон получил диплом архитектора, и первое, что он построил, был его собственный дом. В этом маленьком здании, как ни в каком другом, воплотились все принципы модернизма. Это жилая капсула минимально необходимой площади и с минимальным набором мебели, без внешних стен (все ее стены — это окна) и без внутренних перегородок (весь интерьер — одна комната), полурастворенная в зелени и воздухе леса, почти нематериальная, дом-идея.

1 / 4 Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013 2 / 4 Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2011 3 / 4 Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2013 4 / 4 Дом Филипа Джонсона© Edelteil / Wikimedia Commons, 2012

«Кабанон» Ле Корбюзье (1952)

Франция, Рокбрюн — Кап-Мартен

Ле Корбюзье. Фотография 1931 года © thecharnelhouse.org

Самый маленький дом для себя построил величайший из архитекторов. Ле Корбюзье нельзя упрекнуть в непоследовательности. Он был убежден, что лучше всего человеку живется в интерьере, до противоположных стен которого можно дотянуться, расставив руки, с туалетом как в самолете и набором мебели, состоящим из двух табуреток, — и именно такой дом построил себе. Точнее, не дом даже, а хижину (по-французски cabanon). Ле Корбюзье пристроил ее к ресторану, с владельцем которого дружил, и это избавило его от необходимости делать кухню: вместо этого он поставил дверь между хижиной и рестораном. Снаружи хижина похожа на дровяной сарай, но оснащена канализацией, примитивной вентиляционной системой и внутри богато украшена настенной живописью.

1 / 4 «Кабанон»© Anna Armstrong / Flickr, 2009 2 / 4 «Кабанон»© Rory Hyde / Flickr, 2009 3 / 4 «Кабанон»© Yuzu Lab / Flickr, 2007 4 / 4 «Кабанон»© Of Houses / Flickr, 2014

Дом Оскара Нимейера (1953)

Бразилия, Рио-де-Жанейро, Эстрада-дас-Каноас, 1246

Оскар Нимейер © Wikimedia Commons

Нимейер в молодости работал с Ле Корбюзье. Удивительно, как они могли друг друга терпеть. В архитектуре Ле Корбюзье все решает расчет, технология; если бы он мог, он запретил бы архитекторам думать о красоте. Нимейер — полная ему противоположность. Его архитектура — поэтическая, скульптурная, мягкая. Известны его слова, что он вдохновляется контурами женского тела. До Нимейера считалось, что бетон — материал жесткий, суровый. Нимейер показал, что бетон может быть пластичным, как глина. Собственный дом архитектора — манифест его лирического модернизма. В крупных проектах он не мог избежать углов, а тут (по крайней мере в наземной части дома) все линии гибкие и рифмуются с контурами статуй, расставленных вокруг в зарослях.

1 / 5 Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com 2 / 5 Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com 3 / 5 Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com 4 / 5 Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com 5 / 5 Дом Оскара Нимейера© wikiarquitectura.com

Летний дом Алвара Аалто (1952–1953)

Финляндия, озеро Пяйянне, остров Мууратсало

Алвар Аалто. 1960 год © Wikimedia Commons

Финляндия — страна с короткой архитектурной историей. И если французы гордятся своей готикой, итальянцы своим барокко, русские своим ампиром, то финны гордятся своей архитектурой XX века. Все, что построил Алвар Аалто, величайший из финских архитекторов прошлого века, теперь считается национальным достоянием и бережно сохраняется в первоначальном виде. Летний дом Аалто, построенный в глубине Финляндии, посреди нетронутой природы, на острове, куда в 1950-х можно было попасть только на лодке, — редкий пример патриотической модернистской архитектуры. Все здесь наполнено мыслью о родине. Даже лодка, которая стоит в эллинге  Эллинг — (нидерл. helling) сооружение для постройки или ремонта судов., называется Nemo propheta in patria »Нет пророка в своем отечестве» (лат.).. Дом на Мууратсало был площадкой для архитектурных экспериментов. На внутренних поверхностях стен, окружающих двор, Аалто исследовал декоративные возможности облицовочного кирпича, укладывая его так и эдак — всего 50 разными способами. Он планировал и другие эксперименты: попробовать строить без фундамента, из кирпичей произвольной формы и так далее, но из них осуществил только один — у гостевого домика действительно нет фундамента.

1 / 6 Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012 2 / 6 Дом Алвара Аалто © Andrew Carr / Flickr, 2006 3 / 6 Дом Алвара Аалто© trevor.patt/Flickr, 2011 4 / 6 Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012 5 / 6 Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012 6 / 6 Дом Алвара Аалто© Jonathan Rieke / Flickr, 2012

Дом Альберта Фрея (1963–1964)

США, штат Калифорния, Палм-Спрингс, Уэст-Палисейдс-драйв, 686

Альберт Фрей. Фотография Дона Бакнера © American Institute of Architects

Архитекторы XX века любили делать большие окна. Они говорили, что благодаря им природа входит в интерьер. Здесь она входит в интерьер физически. Скала, как бы разорвав хрупкую оболочку дома, вваливается в комнату. Это самое драматическое противопоставление природного и искусственного начал, какое только знает история архитектуры. Но оно вводит нас в заблуждение. Прежде чем построить дом, Альберт Фрей целый год наблюдал за тем, как солнце освещает участок, под каким углом ложатся тени, и на основе этих наблюдений рассчитал положение, план и высоту дома. Здание построено с таким вниманием к естественной среде, что правильней считать его частью ландшафта, а не чужеродной деталью в нем.

1 / 4 Дом Альберта Фрея© Linda_Bisset/Flickr, 2007 2 / 4 Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects 3 / 4 Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects 4 / 4 Дом Альберта Фрея. Фотография Дэна Чевкина© American Institute of Architects

Экспериментальный дом VDL II Рихарда Нойтры (1966)

США, штат Калифорния, Лос-Анджелес, Сильвер-Лейк-бульвар, 2300

Рихард Нойтра. Фотография Эда Кларка © Wikimedia Commons

Лос-анджелесский особняк Рихарда Нойтры — как домашнее животное, которое завели вместо умершего и назвали тем же именем. Дом, который архитектор построил для себя в 1932 году, в начале 1960-х сгорел. Нойтра очень горевал: в доме выросли его сыновья, там хранился его архив, и, наконец, как архитектор он гордился этой постройкой. Поэтому дом, который Рихард Нойтра вместе со своим сыном Дионом построил после пожара, — это дом-воспоминание, реинкарнация своего предшественника. Он стоит на фундаменте особняка 1932 года, имеет ту же высоту и почти такую же планировку. Оснащение у него для 1960-х годов сверхсовременное: пенопластовые подвесные потолки, переключатели света с диммерами Диммер — светорегулятор. и трансформирующийся фасад с электроприводом, но сквозь его контуры как будто проступают очертания погибшего шедевра.

1 / 6 Дом VDL II© Lars K / Flickr, 2011 2 / 6 Дом VDL II© Omar Kalifornia / Flickr, 2008 3 / 6 Дом VDL II© Omar Kalifornia / Flickr, 2008 4 / 6 Дом VDL II© Omar Kalifornia / Flickr, 2008 5 / 6 Дом VDL II© Scott Lowe / Flickr, 2007 6 / 6 Дом VDL II© Roxanna Salceda / Wikimedia Commons, 2008

Дом Ванны Вентури Роберта Вентури (1962–1964)

США, штат Пенсильвания, Филадельфия, Миллман-стрит, 8330

Роберт Вентури. Фотография Тодда Шеридана. 2008 год © Wikimedia Commons

Дом-манифест, иллюстрирующий мысли Роберта Вентури — теоретика. Этот дом он построил для своей матери, но потом сам поселился в нем (сейчас там живут новые владельцы). Публикации Вентури изменили историю архитектуры: он едко высмеивал каноны модернизма и размышлял, какой могла бы быть архитектура послемодернистская. Дом его матери считается первым в истории постмодернистским зданием. Точнее даже — антимодернистским. В нем все наоборот, не так, как положено по правилам «современной» архитектуры: вместо гармоничной асимметрии — почти полная симметрия, вместо плоской крыши — двускатная, вместо ясной и логичной композиции — запутанное нагромождение масс. Черты этого дома, в частности вольно трактованные классические мотивы, можно найти во множестве американских и европейских зданий, построенных в 1980-х годах (и в московских в 1990-х).

1 / 4 Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010 2 / 4 Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010 3 / 4 Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010 4 / 4 Дом Ванны Вентури© Wikimedia Commons, 2010

Дом Ричарда Роджерса (1968–1969)

Великобритания, Лондон, Уимблдон, Парксайд, 22

Ричард Джордж Роджерс © inspirationist.net

Ричард Роджерс — пионер хай-тека, и дом, который он в 1968 году построил для родителей, а потом долго жил в нем сам, ранний пример архитектуры высоких технологий. По концепции он похож на Стеклянный дом Джонсона: стеклянные стены (правда, не все), единое пространство интерьера, не разделенное на комнаты. Но сделан иначе. Например, его стены — из тех же панелей, что и стенки рефрижераторов, что позволяет экономить на отоплении. Этот дом — прототип более поздних и более масштабных построек Ричарда Роджерса, таких как Центр Жоржа Помпиду в Париже. В 2013 году дом был поставлен на охрану как памятник архитектуры, и в том же году Роджерс его продал.

1 / 4 Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015 2 / 4 Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015 3 / 4 Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015 4 / 4 Дом Ричарда Роджерса© Of Houses / Flickr, 2015

Дом Йорна Утсона (1971–1973)

Испания, Майорка, Порто-Петро, Каррер-де-Са-Митха-Йуна, 77

Йорн Утсон. Фотография Оле Хопта. 2000 год © Wikimedia Commons

До 1960-х годов архитекторы старались строить как можно более по-современному. Или даже так, как, по их мнению, должны строить в будущем. А в 1960-х и 1970-х годах некоторые архитекторы, наоборот, попробовали строить дома, которые как бы существуют вне истории. Такие, какими их могли бы построить и через тысячу лет, и тысячу лет назад. Одна из таких попыток — дом архитектора Йорна Утсона на Майорке. Он прост, как природное образование. Ни капли бетона, никакой внутренней отделки. Только голая каменная кладка, солнце и немая поэзия пропорций.

1 / 6 Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010 2 / 6 Дом Йорна Утсона© Frans Drewniak / Flickr, 2003 3 / 6 Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010 4 / 6 Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010 5 / 6 Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010 6 / 6 Дом Йорна Утсона© christian skovgaard / Flickr, 2010

Дом Фрэнка Гери (1977–1978, 1991)

США, штат Калифорния, Санта-Моника, 22-я улица, 1002

Фрэнк Гери © ateliercourbet.com

Фрэнк Гери — мастер домов-аттракционов, которые превращают любой город, где они построены, в туристическую Мекку. Непохоже, что Гери от этого в восторге: за его архитектурой стоит глубокая философия, до которой туристам нет никакого дела. Собственный дом архитектора (на самом деле пристройка к дому 1920 года) — полигон, на котором он выработал свой стиль: углы, разломы, необычные материалы, внезапные переходы от глухой поверхности к прозрачной. Считают, что архитектура деконструктивизма началась с дома Фрэнка Гери. Единственный, кто так не считает, — сам Гери, но до этого никому нет дела.

Строил для себя: как выглядит дом архитектора, который он спроектировал и возвел своими руками

Построить дом своими руками можно быстро, дешево и хорошо — в этом уверен герой нашей рубрики «Моя стройка» архитектор Дмитрий Ильюшин. Он считает, что многие напрасно отказывают себе в удовольствии жить в собственном доме, веря в стереотип, что строительство — это и сложно, и дорого. В этой статье он рассказывает, как оптимизировать расходы на строительство и где можно неплохо сэкономить, на примере возведения собственного дома.

Ищем архитектора

— Все знают, что если прорвало трубу — нужно вызывать сантехника, пропал свет — электрика, — говорит Дмитрий Ильюшин. — При этом к строительству подходят нелогично, привлекая для этого «специалистов широкого профиля». В результате все заканчивается постройкой дорогого, но неудобного для жизни дома и бесконечными переделками.

А все должно начинаться с архитектора, у которого есть и опыт, и знания, и в портфолио — не один успешно реализованный проект. К сожалению, большинство заказчиков не готовы заплатить за услуги такого специалиста, ограничиваясь типовым проектом из каталога. Однако в таких проектах нет одной из главных частей — генерального плана, в котором определено месторасположение дома, сетей, парковок, зон отдыха, подъездов к дому, дорожек. И это в дальнейшем приводит к увеличению затрат на отведение воды, устройство дренажа, водоотводных лотков, перекладку сетей, переделку ландшафта. В моей практике девять из десяти заказчиков просят сделать генплан, когда дом уже готов и начались проблемы. Переделывать все — огромные деньги.

На своем участке я все сделал правильно — генплан был разработан до начала строительства. На момент заложения фундамента уже знал, на какой высоте у меня будет дорога, где будут стоять люки канализации, как расположены дорожки и площадки, сколько будет ступеней у любого из входов, точно было рассчитано количество завозного грунта.

Газон для откосов покупался рулонный Под всем газоном лежит противокротиная сетка

Не была забыта топосъемка и геология. Затраты на это позволили выбрать правильный фундамент, не переплачивая деньги за арматуру и бетон. А съемка в дальнейшем понадобилась при подводе газа.

Имея готовый генплан, можно сразу приступать к устройству септика, установке колодцев, дренажа, люков, подпорных стенок. И в дальнейшем к этому не придется возвращаться.

Участок можно покупать и без коммуникаций

К вопросу строительства Дмитрий подошел комплексно: сначала долго искал такой земельный участок, чтобы и от Минска недалеко, и к природе ближе. Оказалось, что такие места еще есть, и спрос на них невелик по той лишь причине, что к ним не подходят коммуникации.

— Не стоит бояться отсутствия коммуникаций на участке. Это все решаемо. К тому же на них претендует меньше желающих, соответственно, такая земля обойдется значительно дешевле. Я купил на аукционе два участка по кадастровой стоимости — больше никто не претендовал на них. Я нашел друзей-единомышленников, которым тоже понравилось это место, и они купили землю рядом. Вместе мы разделили затраты на подвод электричества, газа, установку нового трансформатора всей деревне и «добыли» воду из скважины. Все сети мне обошлись приблизительно в 10 тысяч долларов.

Виды из окна

В итоге два участка даже с подведенными за свой счет коммуникациями в 12 километрах от Минска стоили дешевле, чем один рядом в Хатежино.

Полезный совет: еще до покупки участка можно поинтересоваться о возможности подвода туда коммуникаций в местных электросетях и райгазе. И вполне может оказаться, что не так страшен черт, как его малюют.

К месту строительства проложили дорогу

Еще до начала строительства Дмитрий высадил вокруг дома около 50 самых разных плодовых деревьев — чтобы въехать в дом и любоваться уже готовым садом. Это также элемент экономии: посаженое заранее маленькое дерево стоит значительно дешевле привезенного взрослого.

— При освоении участка ключевым было минимальное вмешательство в окружающую среду, сохранение березовой рощи. Я просто уверен, что с природой по красоте мы не можем тягаться.

Где сэкономить в строительстве?

— Хороший проект помогает сэкономить. В нем все рассчитано: сколько нужно бетона, арматуры, где будет точка росы и так далее. У нас же часто строят на авось или полагаясь на опыт строителей. Последние руководствуются простым правилом — «абы не сломалось», поэтому делают все с десятикратным запасом. Получается дороже, но не для строителя, а для владельца дома. Хотите грамотно экономить — обратитесь с проектом к конструктору, который определит объемы строительных материалов.

На мой участок три раза приезжал бетоновоз, и лишнего бетона, как это обычно бывает на стройках, не оставалось. Все потому, что заказывали его согласно рассчитанным объемам, а не с запасом. И еще простой пример экономии. Перед тем как заливать фундамент, я обратился к конструктору, который пересчитал все нагрузки и вынес вердикт: достаточно будет ростверка шириной 30 см. Я же собирался лить 40 см. Если посчитать в деньгах, то таким образом я сэкономил сразу 2 тысячи долларов. Кроме того, ростверк, на который опираются стены, получился сразу теплым — бетон, пеноплекс, бетон. Внешний слой ровный, его можно дополнительно не отделывать.

Еще одно интересное решение: все ограждающие конструкции возводились из одного и того же материала — газосиликатного блока 600×400×250 (для перегородок блок устанавливался на бок). Унификация материалов, а также точные расчеты позволили купить необходимое их количество (не больше и не меньше) и сократить транспортные расходы.

Проект моего дома привязывался к стандартным плитам перекрытия, а монтируя их «с колес», удалось сэкономить на работе крана.

На окнах мне удалось тоже хорошо сэкономить. Профиль ПВХ и стеклопакеты заказывал у разных компаний. Я сам измерил проемы, дал размеры фирме на производство профиля, они мне дали размеры стеклопакетов. По ним на другой фирме изготовили стеклопакеты. Они однокамерные, но для них использовалось 8-миллиметровое закаленное тонированное стекло с низкоэмиссионным покрытием.

Устанавливал их с помощником. В итоге все окна стоили порядка 5 тысяч долларов. Если бы их заказывал готовыми через оконную компанию с монтажом, то цена была бы от 8 до 15 тысяч долларов.

Крыша в доме плоская, кровля — ПВХ-мембрана. Если разобраться, то двускатная конструкция — это двукратный перерасход по древесине: балки перекрытия и стропильная система. В плоских крышах с минимальным уклоном стропильная система не нужна, так выходит экономнее.

То, что у плоских кровель больше проблем с эксплуатацией, — это стереотип, возникший в те времена, когда применялся только рубероид. Современные мембраны герметичны, надежны. Производитель только на монтаж дает гарантию 5 лет, а на сам материал — 20 лет.

Плоская крыша с заранее продуманным отведением воды, помимо прочего, позволяет сэкономить на водосточке и дальнейшей ее эксплуатации.

Отделка

Для фасада использовались два вида отделки — декоративная штукатурка с водоотталкивающим эффектом и дерево.

— Деревянная обшивка — импрегнированная автоклавным способом сосна. Это очень долговечный вариант обработки, так пропитывают шпалы. Можно было купить готовую доску по 550 долларов за куб, но я пошел по другому пути. Нашел пилораму, где мне нарезали доски нужного размера. На другой фирме ее строгали и сушили. Сухие доски на своем транспорте завез на Борисовский шпалопропиточный завод, где их и пропитали автоклавным способом. В итоге это мне позволило сэкономить — с транспортными расходами готовая доска обошлась в 350 долларов за куб.

С этой стороны дома планируется сделать крытую террасу

Первый и второй этаж — только плитка на полах. Потолки будут натяжными — это дешево, быстро, практично. В доме не планируется радиаторов отопления — везде теплые полы.

Планировка

При планировке дома изначально важно продумать все, в том числе и будущую расстановку мебели, сантехники, электроприборов. Все свои пожелания нужно сформулировать в техзадании архитектору.

В своем проекте мне удалось за счет почти полного отсутствия коридоров и неиспользуемых площадей сохранить 150 м² полезной площади из 200 м² общей, сделать четыре спальни по 21 «квадрату».

Мне нравятся большие свободные пространства, поэтому в зоне гостиной сделал второй свет. Еще в процессе проектирования я понимал, что если сделать все перегородки на втором этаже глухими, то он будет напоминать колодец. Поэтому одна стена в большой мастер-спальне, граничащая со вторым светом, будет стеклянной. При необходимости всегда можно закрыться шторой.

Кому доверить стройку?

Я принципиально следовал проекту, так как знаю, что любое изменение влечет за собой проблемы и дополнительные работы по переделке. Многие работы сам делал. Когда не успевал или не справлялся — нанимал помощника. Я сам начинал делать деревянный фасад — у меня получалось примерно 10 м² в день.

Договорился с одной фирмой, которая обещала сделать быстрее. Для начала они навели критику на выполненные мною работы, а сами за день собрали не больше 6 м² да еще и не так аккуратно. Утром прислали сообщение, что отказываются работать.

Многое можно самому сделать. Например, лестницу на второй этаж спроектировал и сварил из металлического профиля сам — это нетрудно. Есть сайты, где можно сделать все необходимые расчеты. Для лестницы купил металлопрофиль на обыкновенной металлобазе. Детали под ступени заказал в фирме, которая занимается лазерной резкой. Здесь на месте сделал шаблон и за вечер их приварил к швеллеру. Когда закончатся отделочные работы, к ним будут прикручены дубовые ступени.

Очень важной составляющей является контроль на стройке. В идеале должен быть не просто авторский надзор, а полное ведение стройки. На своей я практически жил.

— Мои главные требования к дому: функциональность, качество и беспроблемная эксплуатация — выполнены, — говорит Дмитрий. — Уже через месяц в него можно будет вселяться. Для себя сделал вывод, сколько нужно денег, чтобы быстро построиться, — около 50 тысяч долларов сразу и возможность «инвестировать» еще по 2 тысячи в месяц. Успех мероприятия — в непрерывном и достаточном финансировании стройки. Имея же участок с сетями, такую коробку можно построить примерно за 80 тысяч.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх