Работа с цветом

Учебно-методическое пособие по теме «Служебные части речи. Предлог»

ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема «Служебные части речи. Предлог»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень)

Разработал: преподаватель Бурлягина М.В.

Шентала

2015 г.

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело и рекомендовано для студентов и преподавателей ОУ СПО.

Основой разработки послужила примерная рабочая программа «Русский язык и литература. Русский язык» 2015 года, рекомендованная ФГАУ «ФИРО» для профессиональных образовательных организаций.

Данное учебно-методическое пособие может выполнять функции руководства по изучению предложенной темы по русскому языку как на занятиях, так и может быть использовано для самостоятельной работы студента. Пособие выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса.

В учебно-методическое пособие входят:

— теоретический материал, который даёт возможность ознакомиться с разрядами частиц и их значениям, правописанием и употреблением частиц, а также правописанием некоторых сложных слов, образованных с помощью частиц;

— практический материал, который способствует закреплению полученных знаний как на занятии так и при самостоятельной работе;

— задания для контроля знаний, с помощью которых студенты смогут проверить полученные знания;

— дополнительный материал, который позволит расширить кругозор студентов, повысить их интеллектуальный уровень;

— ответы к заданиям для контроля знаний студентов;

— список литературы.

Требования к результатам обучения:

требования к знаниям

знать

— отличия производных предлогов от других частей речи.

требования к умениям:

уметь

— правильно писать производные предлоги;

— правильно употреблять предлоги.

Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Самостоятельная работа.

Найти и выписать из средств массовой информации предложения с производными предлогами.

Руководство для студента по работе с учебно-методическим пособием

Уважаемый студент!

Цель учебно-методического пособия по теме «Служебные части речи. Предлог» — помочь организовать Вам работу по усвоению и закреплению материала, отработке практических навыков, а также определить степень усвоения материала. Вначале внимательно изучите теоретический материал, затем аккуратно выполните задания в тетрадях и сдайте преподавателю.

При возникающих затруднениях обратитесь к преподавателю.

Желаем успеха!

  1. Теоретический материал.

  1. Значение предлогов.

  1. Предлог — это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.

2. Классификация предлогов

По значению

По строению

По происхождению

Временные

Идти в течение дня

Составные

В связи с морозами

Состоят из нескольких слов

Непроизводные

Без, в, над, об, через

Первичны по своему происхождению, т.е. не образовались ни от каких других слов и с древних времён употреблялись в языке как предлоги.

Причинные

Не пойти из-за погоды

Простые

Из-за дома

Состоят из одного слова

Производные. Мимо дома

Образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки

Пространственные

Остановиться около дома

Целевые

Лекарство от насморка

3.Правописание предлогов.

Слитное написание

Раздельное написание

Дефисное написание

Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, сверх, посреди, несмотря, взамен.

Во время, во избежание, в виде, в связи (с), в продолжение, в течение, в заключение (последние три слова имеют на конце е)

Из-за из-под, по-за, по-над

Производные предлоги следует не смешивать с формами других частей речи: в течение дня (но: в течении воздушной струи), в продолжение всего собрания (но: в продолжении повести), несмотря на морозы (не смотря в глаза) и т.д.

    1. Употребление предлогов.

По

Благодаря, согласно, вопреки

Между (меж)

Предлоги благодаря, согласно, вопреки навстречу, подобно, наперекор употребляются с да­тельным падежом, например: благодаря вашему совету, соглас­но вашему желанию, вопреки вашему предсказанию, навстречу брату

Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным

Предлог по с предложным падежом употребляется со значе­нием «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

.

5. Памятка.

Умей различать предлог и самостоятельную часть речи.

Производные предлоги Самостоятельные части речи.

Определить, какая это часть речи.

вследствие непогоды (=из-за) в следствии по делу

наподобие террас (=подобно) решать задачи на подобие треугольников

вроде домика (=подобно) в роде и числе

насчет ремонта (=о ремонте) перевести деньги на счет

навстречу маме (=к) на встречу с другом, идти навстречу

в течение суток (=как долго?) в течении реки

в продолжение суток в продолжении книги

по причине дождя (=из-за) по причине этой

в целях самообороны (=для) в целях благородных

со стороны сада (=от) человек со стороны

несмотря на дождь (=игнорируя) не смотря под ноги (= не глядя)

невзирая на дождь не взирая (= не глядя)

ввиду дождливой погоды (=из-за) в виду города, иметь в виду

вместо контролера (=за) в место назначения

по окончании года окончание года

(=после чего-нибудь)

по прибытии в город

(=после чего-нибудь) прибытие в город

по возвращении документа

(=после чего-нибудь) возвращение документа

по прошествии месяца

(=после чего-нибудь)

по предъявлении документа

(=после чего-нибудь) предъявление документа

  1. Задания для закрепления теоретического материала.

Задание 1.

Прочитайте текст, найдите предлоги и дайте им характеристику.

МОРСКАЯ СТИХИЯ

В течение нескольких часов можно сидеть неподвиж­но, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся то туда, то сюда чай­ки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вда­ли пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Впоследствии я всегда с удовольствием вспоминал свои прогулки по морскому берегу.

Задание 2.

Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.

1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О даль­нейшей судьбе героев автор собирается рассказать в про­должении повести. 3. В заключение собрания была приня­та резолюция. В заключении врачей указан метод дальней­шего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. По­лучилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей.

Задание 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните написание предлогов.

Задание 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните написание выделенных слов.

Задание 5.

Перепишите данные словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже.

Задание 6

Перепишите, ставя слова, заключённые в скобки, в нужном паде­же. Предлоги, относящиеся к словам в скобках, подчеркните.

Задание 7.

Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая сложные предлоги.

Задание 8. Спишите, раскрывая скобки. Вместо точек на конце слов поставьте нужные буквы. Объясните правописание данных слов.

Задание 9.

Перепишите предложения, раскрывая скобки и встав­ляя пропущенные буквы.

  1. Задания для контроля знаний.

  1. Вопросы для самопроверки.

  • Для чего служат предлоги?

  • Как классифицируются предлоги?

  • Какие предлоги пишутся слитно, раздельно, через дефис?

  • Как отличать предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи?

  1. Тест.

Вариант 1

Блок А

п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 1-3: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

№ задания

Вариант ответа

1-В, 2-А, 3-Б

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

1.Письма стали чем-то вроде моего дневника.

2. В роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.

3. Он всегда действовал наперекор.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

  1. Телеграфные столбы потом опять показывались в виде маленьких палочек.

2.Он разговаривал, не смотря в глаза.

3. В виде этом много ярких красок.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

  1. Кругом телеги стояло человек шесть.

  2. При падении дерево раскалывается вдоль.

  3. В роде нашем трусов не было.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие

Инструкция по выполнению заданий № 4-9: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Выделенное слово является предлогом в предложении:

1.Напротив расположился парень с рюкзаком.

2. В доме напротив зажгли свет.

3. Автобус останавливается напротив школы.

В каком предложении выделенное слово пишется с е на конце?

1. В течени.. болезни наступило улучшение.

2. В течени… ближайших суток погода не изменится.

3. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжени.. повести.

Предлог с (со) следует употребить в словосочетании:

1. возвращаться … парада

2. родственники … деревни

3. выглянуть … укрытия

В каком предложении предлог пишется раздельно?

1. (В)течение ночи шёл дождь.

2. (Из)за дождя отложили экскурсию.

3. (На)кануне праздника мы побывали на концерте.

Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. Уехал наперекор воли родителей.

2. Вследствие жаркой погоды в лесу возможны возгорания.

3. Написал в газету заметку о юных натуралистах.

В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1.Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распростились.

2. Все эти доходы переведите (на)счёт нашей бригады.

3.Воронин хотел было спросить (на)счёт завтрака, но промолчал.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 10-14: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

Предлоги, которые образовались от различных знаменательных частей речи, называются…

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с … падежом.

В предлогах в течени…, в продолжени…, вследстви… на конце пишется буква …

Предлоги, состоящие из одного слова, называются …

Выберите правильное выражение.

Мать беспокоится … (о сыне или за сына).

Вариант 2

Блок А

п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 1-3: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

№ задания

Вариант ответа

1-В, 2-А, 3-Б

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

1.Мы всматривались в след на снегу.

2. Все поступали согласно принятым решениям.

3. Мы обошли весь дом вокруг.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

  1. При падении дерево раскалывается вдоль.

  2. Обратить внимание на подобие фигур.

  3. Благодаря хозяина за радушие, я волновался.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их принадлежностью частям речи.

Предложения

  1. И хорошо мне, глядя вдаль, подумать.

  2. Мы обошли дом вокруг.

  3. Я долго готовился на встречу с друзьями.

Части речи

А) наречие;

Б) существительное;

В) предлог;

Г) деепричастие.

Инструкция по выполнению заданий № 4 -9: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Выделенное слово является предлогом в предложении.

1. Выстрелил мимо цели.

2.Прошел мимо, даже не улыбнулся.

3. Мимо идут поезда.

В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1.(В)заключении врачей указан метод дальнейшего лечения.

2. (В)следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы.

3.(В)следствие плохой погоды экскурсия не состоялась.

Предлог с (со) следует употребить в словосочетании:

1. принести … базара

2. доноситься … глубины тоннеля

3. выйти … тумана

Грамматическая ошибка допущена в предложении:

1. Необходимо явиться в полк согласно предписанию.

2. Вопреки прогнозов погода испортилась.

3. Благодаря вашему вмешательству вопрос решился положительно.

В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в)след.

2. Охотники осторожно, след (в)след шли за волком.

3.С грустью он посмотрел (в)след поезду.

Укажите предложение, в котором допущена ошибка.
1. В продолжение двух дней дела мои продвинулись.
2. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжение романа.
3. В течение недели все готовились к семинару.
4. В течении реки произошли изменения.

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Инструкция по выполнению заданий № 10-14: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

Предлоги, которые первичны по своему происхождению, т.е. не образовались ни от каких других слов и с древних времён употреблялись в языке как предлоги, называются ..

Предлоги навстречу, подобие, наперекор употребляются с … падежом.

Предлоги, состоящие из нескольких слов, называются…

Предлог по со значе­нием «после чего-нибудь» употребляется с ….. падежом.

Выберите правильное выражение

Написать рецензию … (на книгу или о книге).

Критерии оценивания

«5» — 13 баллов

«4» — 11-12 баллов

«3»- 8-10 баллов

«2» — менее 8 баллов

Ответы

К заданию 3.

К заданию 4.

1. В продолжение часа — предлог, обозначает отрезок времени. 2. Останавливаться вследствие того что… (поче­му? по причине чего? из-за чего?).3. Впослед­ствии — наречие (ср. предлог вследствие). 4. При наличии — предлог при употребляется с предложным падежом, указыва­ет на время, место и условие. 5. В отличие — предлог; на протяжении получаса — предлог. 6. По окончании конферен­ции — предлог, в значении ‘после чего-л.’. 7. Имейте в ви­ду — этот оборот речи состоит из трех слов. 8. В виде вопро­сов и ответов — предлог. 9. Согласно распоряжению — пред­лог согласно требует дательного падежа. 10. Благодаря весенним дождям — предлог благодаря требует дательного падежа.

Ответы к тесту

Вариант 1 Блок А Вариант 2 Блок А

п/п

Эталон ответа

п/п

Эталон ответа

1-В

2-Б

3-А

1-Б

2-В

3-А

1-В

2-Г

3-Б

1-А

2-Б

3-Г

1-В

2-А

3-Б

1-Г

2-А

3-Б

Блок Б Блок Б

№ п/п

Эталон ответа

№ п/п

Эталон ответа

производными

непроизводные

дательным

дательным

е

составными

простыми

предложным

о сыне

на книгу

Литература:

1. А.В.Дудников «Русский язык».М., «Высшая школа», 2003 г.

2. Ф.Греков «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М., «Просвещение», 2009 г.

3. Д.Э.Розенталь «Русский язык. Орфография. Пунктуация». Москва. АЙРИС-ПРЕСС, 2007 г.

4. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., «Просвещение», 2009 г.

5. Развивающие игры пот русскому языку. Основные сведения школьного курса/Сост. Л.Ю. Сапрыкина – Донецк ПКФ «БАО», 1998. – 64 стр.

Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания

Группа, где только полезные материалы. Подпишитесь, если хотите поступить на бюджет:

  • Сервисы

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверить орфографию онлайн, мгновенно
    • Онлайн ЕГЭ по русскому языку бесплатно
  • Рубрики

    • ЕГЭ – химия для чайников
    • Подготовка к ЕГЭ по английскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по истории
    • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по физике
    • Подготовка к ЕГЭ. Разные предметы
    • Подготовка к обществознанию
    • Подготовка к экзаменам ОГЭ по русскому языку
    • Сервисы
  • Материалы ЕГЭ

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания
    • Электронные формулы атомов химических элементов (109)
    • Аудиозаписи для подготовки к сжатому изложению ОГЭ
    • Написание письма на английском языке – как писать
    • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    • Шпаргалки по русскому языку ЕГЭ и ОГЭ
    • Решение части C ЕГЭ по биологии
  • Самое популярное

    • Проверить орфографию онлайн, мгновенно
    • Проверка пунктуации онлайн — знаки препинания
    • Вводные слова и предложения с примерами
    • Формулы по физике для ЕГЭ и 7-11 класса
    • Аргументы к сочинению ЕГЭ (C1, русский язык)
    • Как решать задачи по химии, готовые решения
    • Правильное ударение в словах
    • Грамматическая основа предложения с примерами
    • Правописание НЕ и НИ
    • Деепричастный оборот, примеры предложений
    • Написание письма на английском языке — как писать
    • Аргументы для сочинения ЕГЭ — большая коллекция
    • Примеры (образцы) написания эссе
    • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    • Виды, примеры тропов – таблицы

Что ответить дарвинисту? Часть I (88 стр.)

Второй озвученный пункт, что бабочки могут быть ярко окрашенными из-за того, что являются несъедобными – тоже достаточно убедительный. Действительно, легко предположить, что яркая окраска лучше опознаётся и запоминается хищником, и таким образом приносит несъедобной жертве пользу. Потому что позволяет несъедобному насекомому вообще избежать повреждений от тех хищников, которые либо уже научены горьким опытом, либо имеют врожденную способность не нападать на ярко окрашенных несъедобных животных.

Однако в последнее время этот, казалось бы, очевидный тезис попал по сомнение. Потому что в соответствующей работе (Exnerova et al., 2008) было установлено, что птицы учатся избегать ярко окрашенных несъедобных насекомых с такой же эффективностью, как и тускло окрашенных несъедобных насекомых. Конкретно в этой работе было установлено, что птицы научаются избегать ярко окрашенных (в красно-черную предупреждающую окраску) клопов-солдатиков (Pyrrhocoris apterus) не быстрее, чем этих же клопов-солдатиков, покрашенных (исследователями) в неприметный коричневый цвет.

Отсюда может следовать вывод, что даже если насекомое несъедобно, ему всё равно выгодно иметь покровительственную окраску. Потому что пусть сначала птица его найдёт (а может, и не найдет). А уж распознать найденное несъедобное насекомое с неприметной окраской в качестве несъедобного объекта птица сможет точно так же, как и ярко окрашенное насекомое. Получается, что если несъедобное насекомое окрашено покровительственно, то это позволяет ему реже гибнуть от атак неопытных птиц. А опытная птица, даже если найдет, всё равно сумеет распознать это насекомое в качестве несъедобного объекта.

Более того, в этом же исследовании оказалось, что яркая предупреждающая окраска вовсе не гарантирует своему владельцу неприкосновенность даже от опытных птиц. Оказывается, чем крупнее птица, тем агрессивней она ведет себя по отношению к своей возможной добыче. Такие птицы нередко просто игнорируют предупреждающую окраску своих жертв, часто атакуют их и съедают (Exnerova et al., 2008). Так же «неразборчиво» (к окраске своих жертв) вели себя в этом исследовании и определенные виды всеядных птиц. Поэтому яркая предупреждающая окраска против таких птиц мало эффективна. Наверное, она скорее вредит, чем помогает, так как облегчает птице поиск жертвы. В этом случае покровительственная окраска лучше.

С другой стороны, в этом же исследовании (Exnerova et al., 2008) было установлено, что насекомоядные птицы небольшого размера – относятся к выбору пищи «щепетильней», чем крупные и всеядные. И невкусных насекомых, действительно, чаще всего избегают. Причем синица, например, помнит свой «печальный опыт» с ярко окрашенным (красно-черным) клопом солдатиком дольше, чем с коричневым клопом-солдатиком (хотя училась избегать их с одинаковой скоростью). Может быть, яркая окраска хотя бы в этом отношении приносит выгоду своему владельцу?

Получается, что яркая окраска для несъедобного насекомого совсем не обязательна, а здесь имеются как свои плюсы, так и минусы. Яркая окраска может приносить пользу, если несъедобное насекомое является достаточно редким. Поскольку установлено, что птица помнит свой опыт с ярко окрашенным невкусным насекомым дольше, то в случае редкости такого насекомого, яркая окраска, наверное, будет приносить этому насекомому определенную пользу. Но одновременно такое насекомое должно нести повышенный урон, во-первых, от неопытных птиц, а во-вторых, от тех птиц, которые игнорируют химическую защиту этого насекомого. Если же невкусное насекомое не является редким, то ему, наверное, даже невыгодно быть ярко окрашенным. Потому что защитная окраска сама по себе является достаточно эффективным средством вообще избежать внимания хищника. Но если избежать внимания не удалось, то опытные птицы все равно сумеют распознать невкусное насекомое с защитной окраской так же хорошо, как и невкусное насекомое с яркой окраской.

С другой стороны, нельзя рассматривать окраску несъедобного насекомого без учета окружающих его других (съедобных) насекомых. Ведь если вокруг несъедобного насекомого будут находиться очень много съедобных насекомых с такой же окраской, то это будет сбивать с толку хищников. Потому что на одно съеденное невкусное насекомое с определенной окраской будет приходиться много съеденных вкусных насекомых с похожей окраской. И как хищнику ориентироваться в такой мешанине, определяя, каких насекомых следует трогать, а каких нет?

Так может быть, смысл яркой окраски для несъедобного насекомого заключается именно в этом? Чтобы визуально отделить себя от других насекомых. И тогда хищники станут реже убивать его по ошибке? Попробуем представить, что может получиться из такой попытки в конечном итоге, если вооружиться логикой теории эволюции.

Допустим, какое-то несъедобное насекомое «решит» выделить себя из общей (обширной) массы вкусных и защитно окрашенных насекомых, приобретя в ходе (воображаемой) эволюции яркую и броскую окраску. Но кто может гарантировать этому насекомому, что в результате такой же эволюции, через некоторое время это насекомое не получит целую армию «нахлебников», то есть, других, съедобных насекомых, которые, будучи съедобными, тем не менее, начнут получать выгоду от подражания (в окраске) именно этому несъедобному насекомому? В конце концов, этот «комплекс нахлебников» должен настолько разбавить полезный эффект «выделения из среды», что несъедобному насекомому опять станет всё равно, какую окраску иметь – защитную ли (с кучей других съедобных насекомых, тоже маскирующихся под основной природный фон), или наоборот, выделяющуюся, яркую окраску, но со столь же огромной кучей «съедобных нахлебников», полностью обесценивающих роль такого выделения. Ведь с точки зрения съедобного насекомого, для него нет разницы, под кого подделываться – под ядовитую осу, или же под несъедобную кору дерева. Ибо и оса, и кора дерева – это для данного насекомого – лишь разные объекты окружающей среды. Причем под осу подделываться даже удобней, поскольку подделавшись под осу, теперь нет необходимости замирать без движения, а можно спокойно заниматься своими делами прямо на виду у хищника. В то время как насекомое, имеющее защитную окраску, критически теряет все преимущества своей окраски, стоит ему только начать двигаться. Потому что очень трудно убедить птицу в том, что это кора дерева, если эта «кора дерева» вдруг поползёт (или побежит). Поэтому, если мы принимаем тезис о том, что «у эволюции нет границ», тогда огромный груз в виде многочисленных съедобных подражателей несъедобному насекомому обеспечен в любом случае, какую бы окраску это насекомое не имело (если у эволюции будет достаточно времени на соответствующие изменения видов).

Кажется, в конечном итоге такой эволюции «всех и вся» должна получиться мало предсказуемая, хаотичная картина окрасок съедобных и несъедобных насекомых. Но вместо этого мы наблюдаем в природе относительный порядок окрасок. Где яркую и предупреждающую окраску имеют, в основном, действительно, несъедобные или опасные животные. Более того, определились даже конкретные сочетания «предупреждающих» цветов, которые чаще всего свидетельствуют о несъедобности. Например, сочетание красных и черных полос или пятен, или черных и желтых.

Очень интересно, что сопутствующий таким животным комплекс съедобных «нахлебников» (подражателей) далеко не так обширен, как следовало бы из наших теоретических рассуждений. За счет чего предостерегающая окраска обретает нужный смысл, а не обесценивается.

А защитная окраска (под фон окружающей среды) гораздо больше распространена именно среди съедобных животных, чем среди несъедобных (несмотря на то, что таким животным приходится мириться с собственной уязвимостью в случае почти любых движений, которые они вздумают совершить).

В результате возникает ощущение, что животные каким-то образом договорились между собой играть по определенным «правилам игры» (или кто-то за них установил эти правила). И поэтому мы и наблюдаем (относительный) порядок там, где теоретически ожидался полный хаос (исходя из теории случайной эволюции более приспособленных).

Впрочем, этот наблюдаемый порядок можно объяснить и естественными причинами, если ввести несколько небольших дополнительных сущностей, которые вполне допустимы в рамках дарвинизма. Например, можно предположить, что эволюция несъедобного насекомого от защитной окраски к яркой могла протекать легче, чем такая же эволюция съедобного насекомого от защитной окраски к яркой (подражающей). Действительно, как бы ни изменялась окраска несъедобного насекомого, его поедаемость хищниками все равно не будет слишком высокой, поскольку несъедобное насекомое не блефует – оно реально несъедобно. А вот эволюция съедобного насекомого от защитной окраски к подражающей – на начальных этапах такой эволюции представляется весьма проблематичной. Потому что такое насекомое может уже нарушить маскирующие свойства своей защитной окраски, но еще не достигнет нужного сходства с несъедобным насекомым. Это действительно, критический момент. И если этот критический момент в ходе эволюции смогло пройти только небольшое число насекомых подражателей, тогда мы, может быть, и получим примерно ту самую картину, которую наблюдаем в реальной природе. То есть, сравнительную «честность» предостерегающей окраски (животные с такой окраской часто действительно несъедобны), при сравнительно небольшом числе подражателей (которые всё-таки сумели пробиться через только что озвученный эволюционный «барьер»), при одновременно большом числе съедобных насекомых с защитной окраской.

Карликовый морской конёк

Некоторые кальмары излучают свет своими телами, чтобы затеряться в солнечных лучах, падающих сверху. Это делает их практически незаметными снизу. Цвета имеют гораздо большее значение в мире животных, чем внешность.

На самом деле большинство животных частично дальтоники. Животные могут использовать цвета для флирта, для благожелательного приветствия и даже для обороны. Цвета для животных могут служить камуфляжем, спасающим жизнь, сотовым телефоном и даже кремом от загара.

Окраска и эволюция

Маскировка у хищников

Окраска – самое заметное выражение генетики организма. После нескольких миллионов эволюции большинство животных приобрели окраску наиболее подходящую для их естественной среды обитания и для роли, выполняемой ими в пищевой цепи.

В процессе эволюции мутации окраски могли сохраниться, только если они были каким-либо образом полезны. Практически каждое животное и даже растение на нашей планете полагается на свою окраску, защищаясь от хищников, подкарауливая добычу или привлекая особей противоположного пола.

Защитная окраска может действовать несколькими способами: служить защитным камуфляжем от хищников, использоваться для предупреждения или отвлечения.

Окраска как маскировка от хищников

Маскировка от хищников

Огромное количество животных используют свою окраску, чтобы слиться с окружающей средой. Так, живущие на деревьях животные могут иметь окраску под цвет коры или нательные узоры, помогающие им затеряться в листве. Наземные животные часто имеют окраску серо-коричневых тонов, которая помогает им передвигаться незамеченными по земле. Тело животных живущих среди снега часто покрыто белой шерстью, которая помогает им стать незаметными на белом фоне. Многие животные, живущие в джунглях, имеют пятнистую окраску. Такая защитная окраска известна также как криптическая окраска. Давайте теперь рассмотрим наиболее интересных животных, пользующихся криптической окраской.

Животные с криптической окраской

Карликовый морской конёк

Эти невероятные существа, пожалуй, имеют самую лучшую защитную окраску. Крошечные морские коньки, длиной всего полтора сантиметра, идеально сливаются со своей естественной средой обитания, коралловыми рифами, выгодно используя при этом как свой размер, так и свою удивительную окраску. Карликовые морские коньки были обнаружены случайно на кораллах, которые выловили для изучения.

Лесной козодой

Лесной козодой

Эта фантастическая южноамериканская птица – ещё один эксперт по камуфляжу в животном мире. Узор перьев этих птиц выглядит как высушенная кора и ветки, обеспечивая им этим превосходное убежище. Большую часть дня лесные козодои проводят сидя на ветках, обнаруживая себя только, когда они раскрывают клюв или взмахивают крыльями, чтобы улететь в темноту на поиски насекомых.

Исполинский белоног

Исполинский белоног или дымчатый лягушкорот

Белоноги родственники козодоев, и они используют такую же тактику для защиты. Окраска оперения исполинских белоногов отлично сочетается с деревьями, на которых они сидят, из-за чего найти их хищникам очень трудно.

Обыкновенный козодой

Имея родственные отношения с лесными козодоями и исполинскими белоногами, обыкновенные козодои обычно имеют окраску коричнево-чёрного цвета, которая хорошо скрывает их в наземных гнёздах.

Сова

Маскировка у совы

Совы – ночные хищники, которые проводят большую часть дня, прячась в дуплах. Их оперение сливается с деревом и в дневное время различить их на фоне дерева очень трудно.

Блестящая остроголовая змея

Блестящая остроголовая змея

Это изящное чудо природы почти всё время проводит на дереве, и для этого у неё есть серьёзная причина. Эта змея поразительно зелёного цвета без труда сливается с листвой, что делает её практически невидимой до тех пор, пока она не начнёт медленно двигаться.

Богомол

Богомол

Это хищное насекомое скрывается в зелёной траве, терпеливо поджидая свою жертву, нанося смертельный удар в самый подходящий момент.

Рябок

Эти наземные птицы окрашены в коричневые оттенки, помогающие им прятаться в их песчаной среде обитания.

Гусеница

Гусеницы используют два вида окраски: защитную окраску и предупреждающую окраску. Многие гусеницы окрашены точно так же, как растения, на которых они живут, из-за чего птицам и другим хищникам увидеть их непросто.

Крокодил

Гребнистый крокодил

В мутных реках, среде обитания крокодилов, эти хищники лежат неподвижно, поджидая свою добычу, которая часто принимает крокодилов за безжизненные брёвна. Сканируя поверхность воды, крокодилы могут держать практически всё своё тело под водой. Это позволяет им довольно близко подобраться к ничего не подозревающей жертве, и перейти в смертельную атаку.

Карликовая африканская гадюка

Эта серая змея идеально соответствует своей пустынной среде обитания. Как все змеи это – отличный хищник-засадник, который прячется под песком в ожидании добычи. Над песком возвышается только голова, которую довольно трудно заметить.

Австралийская медноголовая змея

Австралийская медноголовая змея (щитомордник)

Большинство змей – мастера камуфляжа. Австралийская медноголовая змея или щитомордник, одна из самых смертельно опасных змей, имеет тело, покрытое поразительным узором хаотично расположенных пятен, которые сливаются с травой, листьями и ветками.

Бородавчатка

Эту хищную рыбу практически невозможно обнаружить, когда она лежит в засаде, поджидая свою добычу. В таком виде бородавчатка напоминает обычный камень покрытый кораллами на дне океана, вплоть до самого момента её атаки.

Лев, тигр, леопард, ягуар

Африканский лев

Все эти дикие кошки на охоте полагаются на хитрость и засаду, поэтому подобраться к жертве им нужно как можно ближе. Золотистая шерсть льва скрывает его в золотисто-коричневом ландшафте африканских саванн. Львы стараются подобраться к жертве как можно ближе, компенсируя тем самым свою недостаточно большую скорость. Их камуфляж крайне полезен для достижения этой цели.

Тигры охотятся преимущественно в лесистых районах, на территории покрытой высокой травой. Так как тигры обычно охотятся на рассвете или в сумерках, их в другое время заметные полоски помогают им перемещаться незаметно в высокой траве.

Леопарды и ягуары охотятся в местностях густо покрытых лесами. Узор в виде розеток на их теле помогает им скрыться в постоянно перемещающихся тенях, отбрасываемых листьями на солнечном свете.

Сезонные изменения в окраске

Этот феномен можно наблюдать в тундре, где некоторые животные меняют шерсть зимой и летом. Зимняя шерсть этих животных белая, помогающая им слиться с постоянными массами снега и льда. Зимой белая шерсть помогает животным любо скрываться от хищников, либо поджидать добычу в засаде. С приходом лета белая шерсть сменяется коричнево-чёрной шерстью, помогающей животным прятаться в летнем ландшафте.

К таким животным можно отнести, прежде всего, зайца, куропатку и песца, который и питается как раз зайцами и куропатками.

Адаптивная смена окраски

Некоторые животные шагнули ещё дальше всех вышеописанных животных, так как научились менять свою окраску по желанию.

Хамелеон

Хамелеон Джексона

Хамелеон – несомненно, самый известный пример таких животных. Однако хамелеон не единственный, кто может менять окраску таким образом, много арктических животных также обладают этой способностью. Как и в случае с хамелеоном вопреки распространённому мнению эти животные меняют свою окраску не всегда ради защиты. Довольно часто смена окраски – это сообщение представителям этого же вида. Такое изменение цвета может служить сигналом о готовности к спариванию. Хамелеон главным образом использует свою способность менять окраску для выражения своего настроения, хотя также и для слияния с окружающей средой.

Каракатица

Каракатица

В отличие от хамелеона каракатица использует эту способность преимущественно в защитных целях. Она оценивает окружающую обстановку и принимает соответствующий цвет. Удивительно то, что каракатица может изменить окраску всего тела меньше чем за секунду. Каракатицы используют также способность «вспыхивать» как средство общения. Другие головоногие, такие как: осьминоги и кальмары также обладают этой способностью.

Камбала

Камбала, перемещающаяся по океанскому дну, может менять свою окраску в соответствии с окраской морского дна. Когда камбала лежит на дне, заметить её нелегко.

Постепенная смена оттенков окраски

Такая окраска наблюдается почти у всех высокоразвитых животных. Верхняя часть тела дельфинов, акул, пингвинов, оленей, гепардов и т.д. темнее нижней части. Хотя такая окраска помогает также и наземным животным, таким как: олени, наибольшую пользу она приносит океанским хищникам.

У акул, дельфинов и пингвинов практически белый живот, который постепенно переходит в тёмно-серую или чёрную спину. Благодаря такой окраске этих хищников нелегко заменить как снизу на фоне солнечного света, так и сверху, где их спины сливаются с цветом океана.

Мимикрия

Палочник

Есть животные, которые научились подражать другим животным или предметам. Эта способность к подражанию даёт им огромное преимущество, позволяя им эффективно прятаться. Существа, подражающие неодушевлённому предмету, например, листику или сучку, могут спокойно отдыхать среди листьев и веток, не беспокоясь о своей безопасности. Животные, подражающие живым существам (это явление называется миметизм) часто подражают более опасным и более страшным животным, чем они сами. Таким образом, они защищают себя от хищников. Здесь мы представляем вашему вниманию самых лучших подражателей.

Листовидка

Бабочка «опавший лист»

Это невероятное чудо эволюции невозможно обнаружить, когда оно прячется на дереве. Эти насекомые своим внешним видом поразительно напоминают листья деревьев. Они даже передвигаются наподобие листа под дуновением ветра. У некоторых листовидок есть даже неровности по краям, что делает их ещё больше похожими на листья.

Бабочка «совиный глаз»

Бабочка «совиный глаз»

Подобно многим бабочкам, имеющим большие пятна в виде глаз на крыльях, «глаз» бабочки «совиный глаз» предназначен для отпугивания потенциальных хищников. На этих бабочек охотятся в основном ящерицы и лягушки. Пятна, напоминающие глаза совы помогают бабочкам спасти жизнь.

Журчалка

Журчалка

Журчалки – безвредные насекомые, питающиеся нектаром и пыльцой. Многие журчалки подражают более опасным и ядовитым осам. Таким образом, они спасаются от животных боящихся ос.

В животном мире заметная окраска почти всегда оказывается недостатком. Однако яркая окраска может также служить предупреждением для потенциальных хищников.

Ярко окрашенные животные с большей вероятностью могут оказаться ядовитыми, опасными или невкусными. Многие невкусные бабочки и мотыльки окрашены в яркие предупреждающие цвета. И ярко окрашенных лягушек тоже лучше не трогать. У многих безвредных животных в процессе эволюции появилась окраска опасных животных, помогающая им избегать хищников.

Маскировка от хищников – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Покраска стен в квартире в два цвета: идеи для современного дизайна

Несмотря на обилие доступных отделочных материалов для стен, покраска все еще благополучно сохраняет актуальность. Все-таки доступность и простота оформления для большинства хозяев — не пустой звук. Однако не нужно думать, что на этом все преимущества краски заканчиваются. Фактически, это один из самых эффективных и выразительных способов придать своему интерьеру запоминающуюся индивидуальность. В вашем распоряжении — все цвета радуги и бесчисленное количество оттенков, способных создать необходимое настроение и атмосферу в квартире или доме. Между тем, очень часто покраска стен в квартире осуществляется в два цвета. И сегодня вы узнаете, почему это не желание усложнять цветовой рисунок помещения, а намеренный ход для создания броского и примечательного дизайна. Фото с популярными идеями придутся как нельзя кстати.

  1. Преимущества использования;
  2. Что нужно учесть для подбора краски;
  3. Особенности использования контрастных пар;
  4. 6 вариантов использования двух цветов в покраске;
  5. Самые популярные сочетания и их влияние на интерьер;
  6. Подборка фото с лучшими идеями для вашей квартиры;
  7. Заключение.


Преимущества использования


Для начала все же попробуем разобраться, что скрывается за этой бесспорно заметной тенденцией: опосредованное влияние дуализма, практичность или же удобная интеграция в любой дизайнерский концепт. Взглянем на очевидные преимущества двухцветной покраски стен в квартире:

  1. зонирование помещения — при помощи этого метода покраски можно органично разделить помещение на функциональные зоны, причем сделать это с минимумом материальных и временных затрат;
  2. коррекция визуального восприятия — умело подобранное сочетание в паре может помочь вам зрительно сделать комнату выше или шире, в зависимости от конкретно поставленной цели;
  3. принцип контрастности — без света не бывает тьмы, так и в покраске один из оттенков служит естественным дополнением другого для создания впечатляющего гармоничного оформления стен;
  4. цветовой баланс — некоторые оттенки кажутся скучными и настойчиво требуют дополнения, поэтому использование градиентного тона может оживить интерьер и подчеркнуть в дизайне некоторые примечательные «фишки»;
  5. сильная выразительность — умелое управление цветовыми парами помогает грамотно расставить акценты в оформлении квартиры с помощью покраски, приглушить нежелательный эффект и, наоборот, выдвинуть на передний план нужные мотивы.



Что нужно учесть для подбора краски


Кажется, что выбрать парочку понравившихся оттенков и вписать их в интерьер — плевое дело, не заслуживающее абсолютно никакого внимания. Однако на деле получается, что принимать во внимание нужно далеко не только свои вкусовые предпочтения в цвете и пожелания ваших близких, но и особенности помещения. Рассмотрим вопрос подбора цвета при покраске стен подробнее.

  • специфика планировки — напрямую влияет на конечный результат, ведь что хорошо для одной квартиры, для другой может казаться жутковатым стилистическим экспериментом с неудачным выводом;
  • особенности освещения — освещение уже давно перешагнуло чисто практический функциональный уровень, заявив о своих правах на полноценное участие в оформлении интерьера, и было бы весьма опрометчиво не учитывать этот факт;
  • назначение помещения — подразумеваем его базовую функциональность, определяющую характер ежедневного использования (современные варианты отделки стен на кухне).


Взгляните на фото, где интересная покраска стен привела к созданию красивого и небанального дизайна. А если и такие интерьеры вам покажутся не достаточно живыми, то советуем вам познакомиться со статьей: «Рисунки на стенах в квартире».

Особенности использования контрастных пар

О характере взаимодействия контрастных пар цветов в интерьере одного помещения можно ничего не знать, но отмахнуться от создаваемого ими эффекта точно не получится. Особенно, если эффект этот совсем не соответствует желаемому результату.
Выделим четыре активные контрастные пары цветов:

  • черный-белый;
  • красный – зеленый;
  • оранжевый – синий;
  • желтый – фиолетовый.

Чаще всего в интерьере используется первое сочетание цветов, которое невольно вызывает у людей достаточно логичную ассоциацию — день и ночь. Оно является достаточно спокойным в виду спектральных характеристик и широко используется в любых помещениях.
А вот использование всех остальных пар цветов ограничено лишь желанием выделить одну из стен. Такой акцент характерен чаще всего для смело ломающих традиции современных оформительских стилей.
Если же у вас нет желания фокусировать внимание на какой-то одной стене, то такие пары цветов лучше всего не использовать. За исключением, конечно, тех случаев, где использование носит сугубо контекстуальный характер.
Приведем небольшую подборку фото, где контрастный способ покраски стен в квартире стал удачным в контексте всего дизайна помещения.

6 вариантов использования двух цветов в покраске

Сам факт наличия в вашем арсенале парочки привлекающих вас оттенков вовсе не решает главной, по сути, проблемы: как все-таки покрасить стены в разные цвета? Ведь одни и те же оттенки можно использовать по-разному. Поэтому пробежимся по самым популярным вариантам использования покраски в два цвета в современном интерьере. Вполне возможно, что среди представленных фото вы отыщете еще только формирующуюся у вас сознании идею.

Выделение одной стены

Современный способ покраски стен. На фото такие решения смотрятся органично, свежо и всегда приковывают взор. Заключается он в том, что четвертая стена комнаты намеренно выделяется другим цветом. Далекие от классических канонов оформления дизайнеры любят экспериментировать с оттенками, добиваясь от покраски подчас весьма неожиданных результатов.

Разделение по горизонтали и вертикали

А вот и самая что ни на есть классика. Если и есть что-то вечное в покраске, то это вот такое типичное комбинирование двух оттенков с приблизительным разделением по центру или перпендикулярно друг другу. Чаще всего такой вариант покраски характерен для контрастных пар, причем более темный тон неизменно выступает снизу.

Вставки

Любопытный способ освежить у себя стены, если уже порядком подустали от классики. Особенностью данного способа покраски стен, как можно убедиться по фото, является неравномерность использования двух оттенков. Вся стена кроме выделенного участка по периметру окрашивается в традиционно спокойный тон, а отмеченное место выделяется пестрой вставкой и, как правило, для большей выразительности подчеркивается молдингом.

Художественные полосы

Способ подчеркнуть индивидуальность интерьера. Особую популярность снискал в творческой среде, так как идеально отражает стремление людей искусства выходить за установленные рамки. Взгляните на данные примеры: может и вам понравится?

Геометрия

Использование строгой геометрии в сочетании из парочки незатертых оттенков на стене может помочь вам внести в дизайн помещения нетривиальные мотивы и значительно освежить восприятие комнаты.

Чередование градиентных тонов

Градиенты пользовались широкой популярности в дизайне 70-ых годов, но в последние годы переживают своего рода ренессанс идеи. Как правило, поочередное использование тех или иных оттенков в оформлении комнаты помогает достичь идеального цветового баланса и, тем самым, напрямую повлиять на формирование здоровой атмосферы.

Самые популярные сочетания и их влияние на интерьер

Предлагаем вашему вниманию компактную таблицу, в которой не только отражены самые популярные сочетания двух цветов для помещений любых типов, но и подробно описано то влияние, которое они оказывают на интерьер.

Сочетание Влияние на интерьер Стиль оформления
Красный — золотой создает яркую праздничную атмосферу Классика, модерн
Зеленый — оливковый тяготеет к спокойному воздействию, привносит в восприятие умиротворение и расслабленность Классика, эко-стиль
Красный- белый подчеркивает контрасты в помещении, участвует в создании незаурядного и красочного интерьера Лофт, минимализм, модерн, контемпорари
Серый — фиолетовый оживляет визуальный облик комнаты, подчеркивает активный взгляд на жизнь ее хозяев Лофт, модерн, хай-тек
Коричневый — оливковый создает уютное домашнее настроение, делает комнату теплее Классика, модерн
Бежевый — коричневый эффективный и универсальный инструмент для подчеркивания спокойных акцентов и обшей гармонизации жилого пространства Прованс, шебби-шик, классика
Красный — черный Характерное возбуждающее действие, рекомендуется только для больших помещений Модерн, авангард, лофт
Голубой — бежевый Идеальный баланс между бодростью и покоем, нужные акценты можно выделить освещением и расстановкой мебели Модерн, классика, контемпорари
Зеленый — красный При грамотном оформлении выгодно подчеркивает объем, создает уравновешенное настроение в любое время суток Классика, авангард, контемпорари, хай-тек

Подборка фото с лучшими идеями для вашей квартиры

Если вы сами занимаетесь оформлением своего помещения, то эта подборка фото дизайнов с покраской стен в квартире в несколько цветов может здорово помочь вам определиться, если вы так до сих пор и не пришли к конкретному решению по поводу выбранной парочки оттенков. Конечно, на восприятие примеров влияет и сам интерьерный контекст. Однако слепо копировать его черты — подход, заранее обреченный на неудачу. Ваше дело — творческая переработка увиденной информации, которая приведет к созданию идеального для вас дизайна.

Затеяли покраску стен в квартире в два цвета? Фото, где подобный дизайн раскрывает свою выразительность, хватает. Разумеется, увиденное ни в коем случае не должно стать для вас неким ограничителем. На самом деле, истинное предназначение этих примеров — зарядить вас неиссякаемым творческим энтузиазмом и находчивостью, позволяющими вам с максимальной выгодой для своего интерьера использовать эффективный современный прием отделки стен. Чтобы сами радовались и у соседей челюсть отвисала от восторга. В общем, как вы любите.
Фото: vk.com

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх