Реставрация до и после

Реставрация зубов

Что такое реставрация зубов?

Под словом «реставрация», как правило, понимается целый ряд процедур эстетической стоматологии, задача которых восстановить или скорректировать форму и цвет зубов. Основное показание к эстетической реставрации передних зубов – это щербинки между зубами, небольшие сколы и микротрещины эмали, а также изменения формы зубов в результате недобросовестного лечения пульпита и других заболеваний в прошлом. Самый распространенный тип процедуры – это прямая реставрация зубов композитными материалами, в частности наращивание зубов. C ее помощью довольно эффективно устраняют сколы передних зубов и щели между зубами в зоне улыбки.

Непрямая реставрация зубов подразумевает под собой виниринг, протезирование при помощи зубных вкладок, керамических коронок и полукоронок. Но в целом, когда речь идет о реставрации, все-таки подразумевается именно коррекция зубов композитными материалами.

Композитная реставрация зубов

Даже самая обычная пломба должна быть красивой. Поэтому прямая композитная реставрация зубов в стоматологии все чаще становится альтернативой привычному пломбированию и активно используется как завершающий этап в лечении кариеса. Подобная методика должна проводиться в специально оборудованных стоматологических кабинетах специалистами, имеющими определенную квалификацию, и с применением высокоэстетичных светоотверждаемых композитных материалов. Все это повышает не только качество стоматологического лечения, но и его стоимость (цены на реставрацию зубов в Москве могут варьироваться от 1 500 рублей до 50 000 рублей за зуб). Но как обычному пациенту понять, чем реставрация зубов композитным материалом отличается от традиционной пломбы, и стоит ли за это переплачивать?

Основное отличие композитной реставрации зубов от обычного пломбирования состоит в конечном результате. Отреставрированный зуб становится идентичен по цвету своему естественному аналогу. Его естественная форма восстанавливается с учетом всех анатомических особенностей. Если композитная реставрация передних зубов проведена качественно, пациент не сможет определить на ощупь языком наличие пломбы и не будет испытывать ощущений чего-то инородного в полости рта при смыкании челюстей. Последний аспект имеет первостепенное значение для нормальной функции височно-нижнечелюстного сустава, что важно для здоровья не только полости рта, но и всего организма в целом.

Фото до и после реставрации передних зубов композитами

Художественная реставрация зубов

В отличие от простой реставрации, художественная, или косметическая, прямая реставрация зубов в стоматологии решает исключительно задачи эстетики. Неправильная форма, недостаточная длина или размер зуба могут быть исправлены с помощью данной методики. Зубные сколы и различные дефекты, полученные в результате травм, также относятся к проблемам, которые может решить художественная реставрация зубов. Помимо этого, с помощью реставрационного отбеливания можно скорректировать зубы, неэстетичный цвет которых не поддается изменению посредством стандартных методик. Щербинки между зубами тоже являются наиболее распространенными проблемами, которые решает художественная реставрация передних зубов.

Описываемая технология является эксклюзивной высокозатратной услугой, которая предлагается далеко не во всех стоматологических клиниках Москвы. Для такой тонкой работы от стоматолога требуется не просто умение, а настоящий талант. Он должен обладать техникой многослойного наложения различных материалов для достижения эффекта прозрачности. Художественная реставрация зубов отчасти является альтернативой непрямой реставрации зубов, которая проводится при помощи вкладок, коронок и реставрации винирами или установки люминиров, но только при определенных показаниях.

Реставрация кривых зубов

Как известно, искривленное положение зубов – это показание к ортодонтическому лечению, к ношению брекетов или других конструкций, провоцирующих смещение зубов в нужную сторону. Однако в некоторых случаях при незначительных, но все же заметных искривлениях, возможна художественная реставрация кривых зубов. Она помогает избавиться от недостатков улыбки, избежав стресса от длительного лечения, предполагающего ношение брекетов. Особенно актуальна реставрация фронтальных зубов, имеющих искревления.

Противопоказания к проведению

Конечно, художественная и композитная реставрация зубов имеет свои противопоказания. К абсолютным относятся аллергическая реакция на пломбировочные материалы, серьезные заболевания десен, обширный кариес, наличие у пациента стимулятора сердечного ритма, а также невозможность изоляции кариозной полости или зуба от влаги. Нельзя также реставрировать молочные зубы и постоянные зубы, в которых не завершились процессы минерализации и формирования корней. А вот на относительных противопоказаниях следует остановиться подробнее, поэтому давайте рассмотрим каждое из них.

  • Значительное разрушение твердых тканей зуба. Если зуб разрушен более чем на 1/3, это является серьезным противопоказанием. Даже если врач решает делать процедуру, в этом случае он обязан предупредить пациента о ненадежности конструкции и возможных дальнейших осложнениях.
  • Разрушение твердых тканей зуба уходит под десну. Как и в предыдущем случае, эффективность применения реставрации зубов композитными материалами сомнительна. Адгезивные материалы, используемые при восстановлении, не могут обеспечить 100% надежного и долговечного прилегания композита к корню зуба в поддесневой области. Поэтому в подобных ситуациях следует отдать предпочтение зубным коронкам.
  • Металлокерамические и металлические коронки на зубах-антагонистах. Керамика и металл превосходят композитные материалы по прочности и устойчивости к изнашиванию. Поэтому, если на зубах-антагонистах имеются металлокерамические или металлические ортопедические конструкции, они будут провоцировать повышенный износ реставраций и даже их разрушение при жевании или откусывании.
  • Отсутствие зубов в боковых отделах. В условиях отсутствия жевательных зубов не может быть проведена реставрация фронтальных зубов, или передних зубов, так как вся нагрузка будет приходиться именно на них. В результате перегрузок реставрации в зоне улыбки будут преждевременно разрушаться и быстро изнашиваться. Поэтому, прежде чем восстанавливать передние зубы, хорошо бы решить проблемы в боковых отделах.
  • Стираемость зубов и нарушения прикуса. Любое нарушение прикуса ведет к неправильному распределению жевательной нагрузки на зубы и может провоцировать их повышенную стираемость зубов. Очевидно, что в такой ситуации в приоритете должно быть ортодонтическое лечение, а уже потом восстановление при помощи художественной реставрации зубов.
  • Бруксизм. При бруксизме, или непроизвольном скрипе зубами, следует отдать предпочтение более надежным ортопедическим конструкциям, например, коронкам. Сильное сжатие челюстей, особенно у мужчин, может вызвать преждевременное разрушение композитных реставраций, даже если используется непрямая реставрация зубов.

Фото до и после реставрации зубов винирами

Прочность реставрации зубов и рекомендации по уходу

После проведения процедуры в течение двух часов пациенту рекомендуется не принимать пищу и в целом воздержаться от твердых, требующих интенсивного разжевывания продуктов на протяжении суток. Цветостойкость реставраций в первые 24 часа оставляет желать лучшего, поэтому не следует употреблятькрепкий чай, кофе, цветные напитки и ягоды, женщинам красить губы яркой губной помадой. Отреставрированные зубы требуют неукоснительного соблюдения правил гигиены полости рта. При недостаточном уходе быстро появляется краевая пигментация (также появляется при курении), теряется блеск, повышается риск возникновения кариеса.

Качество прямой художественной или композитной реставрации зубов можно оценить по следующим критериям:

  • Соответствие анатомической форме восстанавливаемого зуба
  • Отсутствие тактильно определяемой границы между искусственными и естественными тканями зуба
  • Здоровое состояние десны в области проведенного восстановления
  • Отсутствие белой или серой линии по краю реставрационного материала
  • Отсутствие постоперативной чувствительности
  • Соответствие цвета отреставрированной поверхности естественному оттенку зуба
  • Наличие поверхностного блеска
  • Отсутствие пор и белых линий в толще реставрации

Сколько стоит реставрация?

Как уже упоминалось выше, художественная реставрация зубов – это довольно затратный процесс, предполагающий использования дорогостоящих материалов, а также требующий от врача-стоматолога значительной подготовки, поэтому стоимость реставрации зубов бывает весьма немаленькой. Так, сколько стоит реставрация зубов? Средняя цена реставрации переднего зуба в Москве составляет от 1 500 рублей в стоматологиях эконом-класса до 50 000 рублей в VIP-клиниках премиум-класса.

Реставрация зубов – это искусство. Даже опытный врач может оказаться не способным к такой кропотливой работе. Тщательнее выбирайте клинику и доктора, изучите информацию про нужный вам вид реставрационной работы и не бойтесь задавать вопросы. Помните, что улыбка – это ваша визитная карточка, заботьтесь о зубах и чаще улыбайтесь!

Реставрация зубов – фотографии до и после, виды восстановления

Эстетическая реставрация зубов – одна из самых востребованных услуг в сфере косметической стоматологии. Благодаря этой процедуре удается вернуть прекрасный внешний вид улыбки – восстанавливаются форма зубов, их естественный цвет и оттенок, корректируются нарушенные анатомо-функциональные особенности зубного ряда. Это значит, что человек опять может качественно пережевывать пищу, нормализуется речь, дикция, артикуляция. Однако не многие знают, что такое художественная реставрация зубов, какие методы восстановления зубного ряда существуют и применяются стоматологами всего мира.

В современной стоматологии используются разные методы реставрации зубов. Выбор стратегии и тактики лечения, методики коррекции зависит от конкретной ситуации, финансовых и временных возможностей пациента.

Эстетическая реставрация – понятие и цели

Для начала нужно уточнить, что такое реставрация зубов и когда она необходима.

Под термином «реставрация» подразумевается восстановление разрушенного элемента или улучшение его внешнего вида. Цели, которые могут быть достигнуты после проведения процедуры:

  • Полное наращивание разрушенных тканей зуба/зубов.
  • Коррекция формы – ширины, высоты элемента зубного ряда, устранение кривизны или щелей между зубами.
  • Коррекция внешнего вида – можно восстановить естественный оттенок зуба, устранить потемнение или изменение цвета эмали и дентина. Также эстетической корректировке подлежат мелкие нарушения в структуре твердых тканей зуба – сколы, трещины, неровности.
  • Исправление неправильного расположения зуба в зубном ряду.

В результате процедуры поврежденный зуб становится полностью идентичен по цвету и прозрачности соседним зубам, восстанавливается его целостность, правильная форма, функциональность. Как выглядят зубы до и после реставрации можно посмотреть в нашей галерее.

Отличие от других стоматологических процедур

Когда клиент стоматологической клиники видит фото результата художественной реставрации зубов, он понимает, что его проблема может быть решена легко, быстро и в полном объеме. Но иногда у пациента возникает вопрос, чем реставрация отличается от простого пломбирования или протезирования, имплантации. Стоматологи заверяют, что разница не велика и эти процедуры в какой-то мере идентичны, ведь позволяют достичь одной и той же цели.

Использование современных пломбировочных и других материалов открывает для эстетической реставрации широкое поле деятельности. Нужно посмотреть на результаты реставрации зубов, сравнить фото до и после – практически никакой разницы между восстановленными и здоровыми зубами нет. Цвет, форма, ровность зубного ряда – все выглядит эстетично и естественно.

Обычная пломба восстанавливает жевательную поверхность, но может быть достаточно заметна на фронтальных зубах – резцах, клыках. К тому же многие делают выбор в пользу эстетической реставрации, даже когда речь идет о жевательных элементах – молярах, пермолярах. Ведь применение инновационных технологий и современных материалов позволяет устанавливать не только «незаметные», но и долговечные, надежные конструкции. А в сравнении с имплантацией реставрация значительно менее травматична и более экономична в финансовом плане.

К проведению реставрации существуют некоторые противопоказания. Поэтому прежде чем планировать процедуру обязательно проконсультируйтесь со стоматологом и уточните данные анамнеза, наличие или отсутствие ограничений.

Противопоказания

Некоторые виды эстетического восстановления не проводятся (или имеют ограничения) людям, у которых есть следующие заболевания/состояния:

  1. Индивидуальная чувствительность или аллергия на материалы/лекарственные препараты, которые используются во время процедуры.
  2. Беременность.
  3. Инфекционные, опухолевые заболевания, реабилитационный период.
  4. Прямой прикус или склонность к избыточной стираемости твердых тканей зуба.
  5. Склонность к скрежету зубами.
  6. Требуется санация полости рта, наличие заболеваний десен или мягких тканей полости рта.

Некоторые из этих противопоказаний можно легко устранить. Предварительная подготовка – имплантация, лечение кариеса, подбор альтернативных материалов дает возможность провести реставрацию без ограничений и риска.

Виды и способы эстетического восстановления

Виды реставрации – это разделение методов восстановления на категории в зависимости от того, требуется или нет изготовление зубных конструкций/протезов в условиях лаборатории.

Все виды реставрации зубов можно разделить на две категории – прямое и непрямое восстановление.

Прямая реставрация включает в себя такие методы, как коррекция с применением композитных материалов, установка вкладок, штифтов.

Непрямая реставрация – это щадящая разновидность протезирования. Данный метод предполагает установку коронок, виниров, люминиров.

Оба вида восстановления зубов имеют свои показания к проведению и преимущества.

Прямая реставрация

Прямая реставрация зубов — это стоматологическая операция, которая проводится непосредственно в ротовой полости, то есть не требует подготовки материалов и конструкций в условиях лаборатории (кроме вкладок, которые, несмотря на то, что относятся к прямому виду восстановления, все же изготавливаются протезистом).

Реставрационный процесс, который называется прямая реставрация, имеет следующие преимущества:

  • Выполняется быстро, обычно для этого требуется одно или несколько посещений стоматолога. Конструкция, необходимая для восстановления зуба изготавливается врачом во время приема или протезистом.
  • Не требует значительной подготовки поверхности зуба.
  • В большинстве случаев отреставрировать зуб удается без применения анестезии или при незначительном обезболивании.
  • Относительно незатратный в финансовом плане метод.
  • Пломбировочный материал устанавливается надежно. Если процедура проведена специалистом исключается его выпадение, деформация или разрушение на протяжение как минимум 5 лет.
  • Разные методы прямой реставрации зубов дают возможность восстановления как лицевых, так и жевательных поверхностей. Возможна корректировка и реставрация кривых зубов.

Материалы, которые используются во время разных методов прямой реставрации, обладают отличными характеристиками износостойкости, устойчивости к повреждениям, царапинам, действию абразивов. Они не отторгаются организмом пациента, в отличие от имплантов.

Композитная

Композитная реставрация зубов — это прямая реставрация пломбировочными композитными материалами, то есть та, что проводится с применением современных фотополимеров, нанокомпозитов и гелиокомпозитов. Они послойно наносятся на проблемную зону передней части зуба. Каждый слой тщательно высушивается специальной лампой.

Для облицовки жевательных поверхностей такой способ, как композитная реставрация не используется, так как материал обладает высокими эстетическими качествами, но не предназначен для сопротивления жевательной нагрузке.

В зависимости от сложности работы на один зуб может уйти разное время – от 30 до 60 минут.

Пример реставрации передних зубов фотополимерами – фото до и после

Вкладки

Реставрация зубов при помощи вкладок — это способ прямой реставрации, который подходит для облицовки жевательных поверхностей, а также при значительных повреждениях коронки. Вкладка представляет собой разновидность пломбы, только при ее изготовлении применяются более качественные, современные и надежные материалы, она может заполнить собой более значительное и обширное углубление. Вкладка заполняет подготовленную к процедуре полость зуба, а с внешней стороны она полностью воспроизводит его жевательную поверхность, восстанавливая жевательную функцию, препятствуя изменению прикуса.

Можно добиться также отличного эстетического эффекта от использования вкладки, ведь некоторые материалы позволяют имитировать цвет и структуру природного покрытия зуба, сделать наличие такой «пломбы» незаметным для окружающих.

Как реставрируют зубы вкладками? Процедура установки вкладок предполагает, что потребуется несколько посещений клиники:

  1. На первом этапе стоматолог устраняет кариес или высверливает старую пломбу, подготавливает зуб к микропротезированию, делает точный слепок полости, ставит временную пломбу.
  2. Протезист изготавливает индивидуальную вкладку для каждого зуба.
  3. Во время второго посещения стоматолога происходит установка готовой вкладки в полость и финишные работы.

Результат восстановления зубов с применением вкладок

Очевидным преимуществом вкладок является широкий выбор материалов для их изготовления. От наиболее дешевых, но очень прочных и долговечных металлов, не выполняющих эстетических функций и до наиболее дорогих, надежных фарфора и керамики.

Штифты

В случаях, когда разрушения коронки значительны и композитная реставрация, наложение вкладок не предоставляются возможными, стоматолог прибегает к установке штифтов с последующим наращиванием искусственного зуба.

Реставрация при помощи штифтовых конструкций – это не самостоятельный вид восстановления, а необходимый начальный, подготовительный этап. На этом этапе формируется база для установки коронки или большой вкладки. Метод нашел широкое применение, так как позволяет сделать любую конструкцию на передних, жевательных зубах и клыках более устойчивой и надежной. Плюс такого способа в том, что нет необходимости всегда полностью удалять поврежденный элемент зубного ряда.

Как реставрируют зубы с применением штифтов? Достаточно хорошо очистить здоровые ткани, удалить кариес, подготовить корневой канал. Затем в канал устанавливается штифт, а на него в зависимости от ситуации наращивается либо вкладка, либо коронка.

Реставрация при помощи штифтовых конструкций

Если у пациента аллергия на металл, то применение такого реставрационного материала, как металлические штифты невозможно. Но есть альтернатива – стержни из стекловолокна.

Непрямая реставрация

Непрямая реставрация зубов — это стоматологическая операция, которая проводится в несколько этапов стоматологом-ортопедом. Конструкции для восстановления целостности отдельного элемента или всего зубного ряда обычно изготовляются при помощи протезиста. В зависимости от ситуации может применяться такой реставрационный материал как:

  • Коронки (мостовая конструкция).
  • Виниры.
  • Люминиры.

Виниры и люминиры – это наиболее эстетичный вариант, который применяется, чтобы скрыть внешние недостатки эмали, кривой зуб тоже можно исправить с помощью виниров.

Коронки и мосты применяются на жевательных поверхностях, при значительных повреждениях натуральной коронки или полном отсутствии зуба.

Виниры

Реставрация зубов при помощи виниров — это метод, который предполагает изготовление и прочное закрепление на поверхности зуба специальной накладки, которая возвращает ему привлекательный вид. Виниры могут не только улучшить внешний вид зуба, но полностью поменять его размер и форму, скрыть щели, неровности и кривые элементы.

Чтобы установить такое специальное покрытие может понадобиться сточить эмаль, что не очень приятно. Зато результат будет радовать долгие годы – при правильном и бережном обращении – до 10 лет. Процедура изготовления и установки виниров:

  1. Эмаль стачивается.
  2. Снимается слепок, который передается в лабораторию.
  3. Виниры при помощи специального цемента прочно и надежно фиксируются на зубах пациента.

Реставрация зубов при помощи виниров — фото до и после

Тонкие пластинки-виниры очень подвержены воздействию нагрузок и могут сломаться или надколоться. Поэтому нужно избегать жевательной нагрузки на те передние зубы, на которых они установлены.

Люминиры

Что такое реставрация зубов при помощи люминиров? Люминиры – это «облегченный» вариант виниров. Между ними существуют следующие отличия, люминиры:

  1. Тоньше и легче.
  2. Не требуют при установке обточки зубного покрытия.
  3. Можно снять (в клинике), зубы будут иметь такой же вид, как и до процедуры.
  4. Крепятся не на цемент, а на специальный гель, который дополнительно фторирует зубы.

Выбор между винирами и люминирами зависит от целей, предпочтений и финансовых возможностей клиента.

Несъемные коронки

Непрямая реставрация зубов при помощи коронок — это стоматологический метод восстановления целостности зубного ряда, когда имеются значительные повреждения естественной коронки. Для протезирования с применением коронок используют разные материалы. Однако наиболее эстетичный и прочный – это керамика или более дешевая металлокерамика.

Коронки изготавливают даже из специальной пластмассы. Основной плюс – демократичная цена такого протезирования. Основной минус – недолговечность конструкции. Такие коронки теряют свои эстетические и функциональные характеристики через 12-19 месяцев.

Процесс изготовления коронок занимает примерно 7 дней. Процедура такая же, как и при производстве виниров. Чтобы протезы были удобными и естественно смотрелись, перед тем, как делать слепок эмаль тщательно стачивают.

Изначально коронки ставятся на 7 дней, за это время врач и клиент убеждаются, что данный вид реставрации и сами коронки идеально подходят и не вызывают дискомфорта, осложнений. После этого коронки фиксируются специальным цементом на постоянной основе.

Реставрация зубов при помощи коронок на постоянной основе не предусматривает мобильность конструкции. То есть коронку нельзя будет снять, она устойчива и не требует дополнительного ухода, в отличие от съемных протезов.

Мы разобрали, что такое художественная реставрация зубов, какие бывают виды и методы восстановления эстетических и функциональных характеристик зубного ряда. Осталось определиться с видом процедуры и стоматологической клиникой в Москве или другом городе, где реставрацию зубок проведут быстро, качественно, с гарантией отличного результата на долгие годы.

Преображение фасада и дворика: 18 домов до и после

Представляем вам 18 ярких примеров того, как можно сделать свой дом еще более красивым и гостеприимным на вид! Изменение ландшафтного дизайна, смена внешней обшивки дома, украшение крыльца, реконструкция веранды и многое другое!

1. Яркий коттедж с кирпичной дымовой трубой

Чтобы сделать небольшой коттедж более приветливым и счастливым на вид, дизайнер выбрал солнечно-желтый цвет для фасада и веселый бирюзовый оттенок для входной двери. Кроме того, изменился дизайн лестницы, добавилась декоративная пристройка под окнами, а требующий постоянного ухода газон сменился на неприхотливый сад с цветами и камнями.

2. Украшение веранды и маленького дворика

Серый и обшарпанный фасад этого дома заиграл новой жизнью после добавления ярких деталей красного цвета! Также дизайнер заменил старые бетонные вазы на современные черные, сочетающиеся с цветом ставен, и добавил каменный фонтан в античном стиле, который хорошо гармонирует со старинными ступенями.

3. Хватит скрываться!

Внешний вид этого дома и так был неплох, однако хозяева посчитали нужным сделать его более открытым и приветливым, ради чего пришлось пожертвовать зарослями вечнозеленых растений и заменить их на низкие кустики. Обратите внимание, как красиво зеленовато-желтый ложный кипарис оживляет ландшафт и сочетается с яркой дверью дома и растениями на окнах верхнего этажа.

4. Когда вход в дом говорит: «Здесь вас ждет теплый прием!»

Хороший пример того, как теплые цвета могут кардинально изменить всю обстановку! А чтобы столь необычное сочетание цвета стен и входной двери выглядело уместным, к ним были добавлены подходящие по тону растения и горшки.

5. Большой дом в викторианском стиле

Построенный больше 120 лет назад, этот белый дом постепенно начал выглядеть как мистический особняк с приведениями. Чтобы избавить соседей от этого ощущения, было решено обновить его вид в соответствии с лучшими традициями викторианского стиля. Так, для окраски фасада здания было использовано не менее 7 оттенков краски, а передняя лужайка превратилась в формальный сад с симметричными посадками, соединенными между собой выложенными плиткой дорожками.

Также читайте: Как превратить маленький дворик в удобное место для отдыха

6. Современный одноэтажный дом

В отличие от примера № 3, при обновлении дизайна этого дома было принято решение спасти растущие здесь деревья путем строительства массивной бетонной опоры с деревянными перилами. Хозяева дома только выиграли от таких изменений, поскольку получили в подарок просторную веранду с деревянным полом.

7. Дом и дворик в испанском стиле

Будучи окрашенным белой краской, фасад этого дома выглядел довольно странным, хмурым и неприглядным, но стоило сменить цвет на более темный, украсить двор растениями и разноцветной плиткой, как он превратился в забавное и колоритное жилище в испанском стиле!

8. Смена темного цвета на нейтральный + натуральный

Чтобы сделать эту постройку более привлекательной, дизайнер догадался применить светлую нейтральную цветовую палитру, которая намного лучше сочетается нижней частью дома, выложенной камнем. Также хозяева данного жилища пожелали иметь неприхотливый сад, не требующий постоянного ухода, поэтому теперь мы видим в нем валуны, чередующиеся с кустиками местных засухоустойчивых растений, и очаровательное цветущее дерево багрянника канадского.

9. Уютный дворик с чистого листа

Здесь домовладельцы пожелали иметь возможность отдыхать во дворике, наблюдая за своими детьми и общаясь с соседями. Их мечта была исполнена за счет расширения крошечного крыльца и добавления к нему новых ступеней, ведущих к широкому проходу с длинной изогнутой скамьей. Низкий белый заборчик стал отделять парадный двор от тротуара и делать его уютным, словно комнатка на открытом воздухе.

10. Возврат к истокам

Чтобы вернуть этому элегантному дому его исторический стиль, команда мастеров решила не только изменить цвет фасада, но и добавить к нему белые молдинги (между этажами, над окнами и гаражом). Благодаря этому ходу и мягкой двухцветной палитре дом стал казаться гораздо больше и внушительней. Кроме того, неприглядный участок слева от входа превратился в симпатичную террасу, выделенную красным кирпичом, сочетающимся с пурпурной передней дверью.

11. Ухоженный сад Zen

Работникам на этом участке пришлось изрядно попотеть, чтобы избавить его от всех этих корней, сорняков и валунов. На смену им пришли разноцветные декоративные растения (пиерис японский, лоропеталум и др.), плиточная дорожка, переходящая в фасад, россыпи мелкой гальки и аккуратный деревянный заборчик. В итоге картина представляет собой сад Дзен в его лучших традициях: простой, вдохновляющий и не требовательный в уходе.

12. От мрачности к приветливости

Как сделать внешний вид дома более приветливым, но при этом сохранить деревья, которые его закрывают? Первый шаг к открытости — это избавление от мрачного забора и обустройство широкой дорожки, ведущей к дому. Далее, вслед за забором, нужно избавиться от холодных и темных красок, сменив их на более жизнерадостные цвета, и ярко выделить входную дверь. Взгляните на следующие фото: в какой из домов вам больше хочется заглянуть с визитом?

13. Добавление летней веранды и теплых красок

Преобразование этого дома подрядчик начал с удаления строительного мусора и создания красивой веранды, укрытой деревянными ламелями. Валуны были перенесены на угол обочины, где стали создавать красивый скульптурный акцент. Сам дом был перекрашен в теплый бежевый оттенок, прекрасно гармонирующий с зеленой крышей и новой дверью в гараж.

Также читайте: 45 сказочных идей для вашего сада

14. Обустройство маленького дворика

Дизайнер, взявшийся за изменение этого дома, первым делом решил украсить его крыльцо белыми деревянными колоннами. Они не только сделали его более открытым и свободным, но и подчеркнули оригинальный характер самого дома. Кроме того, высокая лестница к парадному входу была заменена на две размером поменьше с широкой дорожкой между ними, окруженной гейхерами, пентасами, суккулентами и другими растениями.

15. Оригинальный дизайн фасада

Довольно скромный фасад этого жилища преобразился просто в сказочный пряничный домик с украшениями в стиле викторианской архитектуры. Для завершающей отделки была выбрана интересная цветовая гамма, включающая светлые оттенки пурпурного и синего тонов, которые замечательно перекликаются с садовыми растениями. Также был установлен белый заборчик и проложена кирпичная дорожка ко входной двери.

16. Классический коттедж

Даже с новой краской и портиком, этот дом 1907 года постройки выглядел практически неизмененным. Но с новой, более высокой и густой растительностью в саду ему удалось придать необходимое очарование и сделать позаманчивей дорожку ко входной двери.

17. Преображение грубой постройки

Арочный портик над новым кирпичным крыльцом и прилегающая к нему беседка придают этому дому не только радушный, но более комфортабельный и изысканный вид. Старые ставни и гаражная дверь смотрелись как неаккуратные белые пятна на красном фоне. На смену им были установлены тонкие белые молдинги и перила, которые красиво выделяют окна и двери и гармонируют с дорожкой из красного кирпича.

18. Шикарный современный стиль фасада

Сине-серая цветовая палитра в сочетании с натуральными деревянными панелями преобразила этот дом просто до неузнаваемости! Свежий и современный вид здания также подчеркивают матовые стекла, используемые в перилах на двухъярусной веранде. Потрясающе!

Второе рождение: Пять хорошо отреставрированных объектов наследия

Сегодня в Москве насчитывается более пяти тысяч объектов культурного наследия. Часть из них находится в критическом состоянии: под угрозой разрушения или сноса. История Москвы знает много случаев, когда памятники восстанавливают таким образом, что от первоначального здания остается лишь похожий силуэт. Однако есть истории и с положительным исходом, когда реставрация проходит под серьезным контролем властей и специалистов и результат превосходит все ожидания. В честь Дня культурного наследия, который отмечался вчера, The Village сделал подборку недавно восстановленных объектов, которые являются примерами по-настоящему хорошей реставрационной работы.

ТЕАТР ДЛЯ РАБОЧИХ

Название: Театр для рабочих Медеплавильного и Кабельного
завода Товарищества «Алексеев, Вишняков, Шамшин»
Адрес: ул. Станиславского, д. 21, стр. 7
Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Т. М. Алексеенко-Сербин
Состояние перед реставрацией: неудовлетворительное

История создания

Театр при Медеплавильном и Кабельном заводе создал великий русский режиссер Константин Станиславский в 1898 году. Его семья владела золотоканительной фабрикой, на основе которой и создали мощности завода, в 1894 году фабрика объединилась с предприятием «П. Вишняков и А. Шaмшин». Образовавшимся синдикатом до 1917-го руководил Константин Станиславский, который хотел просвещать рабочих, поэтому в 1894 году при фабрике открыли библиотеку с читальней, организовали хор и самодеятельный коллектив, превращенный в 1898 году в полноценную театральную труппу. В 1904-м у новоиспеченного театра появилось собственное здание рядом с фабрикой. Стоимость постройки с электричеством и вентиляцией — что в то время еще считалось роскошью — обошлась семье фабрикантов в 50 000 рублей. Первоначально зрительный зал был рассчитан на 250 мест, но спектакли быстро приобрели популярность не только среди рабочих, но и у простых людей, поэтому зал пришлось расширить до 580 мест. В теплое время года спектакли часто проходили в прилегающем к зданию театра садике. В 1909-м труппа перестала существовать, и в здание театра переехали кабельные мастерские. В советское время в корпусах завода Алексеевых располагался завод «Электропровод», который специализировался на выпуске кабельной продукции.

История реставрации

Реставрация театра началась в 2009 году на деньги частного инвестора, который вложиться ради того, чтобы в отреставрированном здании расположилась Студия современного искусства Сергея Женовача.

Проект реставрации фасадов разработала строительная фирма «Сокма-С». В процессе полностью очистили фасады от грязи, прошлых покрасок и цементного раствора, а пустоты, возникшие между кирпичами, заполнили укрепляющим раствором. Также переоблицевали стены с сохранением рисунка кладки и исторических размеров кирпича. Восстановили утраченные конструкции ограждения кровли и столярные блоки оконных проемов. Как и положено, все работы велись только при температуре выше +5 градусов Цельсия. Реконструкция была завершена в 2011 году, а ее проект победил в конкурсе «Московская реставрация — 2011», который Департамент культурного наследия проводил в нескольких номинациях. Здание театра для рабочих Медеплавильного и Кабельного завода Алексеевых является объектом культурного наследия регионального значения и находится под охраной государства.

ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

Название: Церковь Живоначальной Троицы в Останкине
Адрес: 1-я Останкинская улица, д. 5
Дата постройки: 1683–1691 гг.
Архитектор: П. С. Потехин
Состояние перед реставрацией: удовлетворительное

Храм стал первой каменной церковью, построенной в селе Осташково (позднее его переименовали в Останкино). Идея создания церкви принадлежит владельцу усадьбы князю Михаилу Черкасскому, который решил построить храм в честь свадьбы своей дочери с богатым боярином Яковом Одоевским. Сразу после получения благословения патриарха Иоакима началось строительство одного из лучших памятников московского узорочья. В 1691–1692 годах были выстроены приделы храма и создан девятиярусный иконостас, который и внешне, и по акустике напоминает орган. На завершающем этапе достроили колокольню. В начале ХХ века в храме было от 10 до 12 колоколов, отлитых в период с XVIII по XIX век. Самый тяжелый из них, благовестник, весит 1 тонну 163 килограмма. Первоначально церковь венчал шатер, но в 1739 году шатровая колокольня обветшала, и ее разобрали, а в 1754 году, уже при новом владельце имения, графе Петре Шереметьеве, ее сменило двухъярусное завершение в стиле барокко. До сих пор ученые спорят о том, кто на самом деле был архитектором храма. Большинство документов указывает на зодчего Павла Потехина, построившего для князя Одоевского церковь Казанской Божьей матери и еще несколько храмов в его усадьбах, однако официально авторство Потехина не подтверждено. Структура храма типична для того времени, не хватает лишь трапезной и особой нарядности внешнего оформления.

До конца XIX века храм находился в запущенном состоянии: после смерти супруги граф Шереметьев перестал следить за церковью. После революции храм разграбили, а потом и вовсе переоборудовали под жилье и котельную. В советские годы здесь также размещался антирелигиозный музей искусств, во время войны — склад. Только в 80-е годы помещение вернули церкви, провели реставрацию стенописи, иконостасов, ремонт кровли и фасадов. Здесь проходили концерты духовной музыки, однако богослужения возобновились только в 1991 году. В 2010–2011 годах по просьбе настоятеля церкви игумена Феофилакта началась реставрация. В течение двух лет реставрационно-строительная компания (РСК) «Возрождение» под авторским надзором РСК «Архитектурное наследие» ремонтировала и реставрировала иконостасы. К разработке проекта реставрации привлекли докторов искусствоведения А. Л. Баталова, Л. И. Лившица, искусствоведческую комиссию при патриархе Московском и Всея Руси Кирилле, независимых технологов, микологов, энтомологов. В результате укрепили деревянные элементы декора, воссоздали позолоту и посеребрение, а также удалили сколы и шелушение краски. Все работы были направлены на возвращение храму его первоначального вида — от отделки колонн до внешней окраски, — который воссоздавали по архивным описаниям начала XIX века и по фотографии 30-х годов прошлого века. Сегодня церковь Живоначальной Троицы в Останкине — действующий православный храм, она входит в комплекс памятников музея-усадьбы «Останкино» и является памятником архитектуры XVII века федерального значения.

ДОМ ЗУБОВЫХ

Название: Дом Зубовых на Таганке
Адрес: ул. Александра Солженицына, д. 9, стр. 1
Дата постройки: конец XVIII века
Архитектор: Т. Е. Карташова
Состояние перед реставрацией: неудовлетворительное

Дому Зубовых более двух веков, он пережил наполеоновское нашествие и пожар Москвы. Первый хозяин дома, Павел Зубов, был термохимиком и известным на всю Европу нумизматом и меценатом. Представители семьи живут в доме на протяжении уже двух столетий. В советское время здание постигла типичная судьба: к Зубовым подселили еще 30 человек. В парадной части организовали Дом учителя. За советский период здание сильно обветшало. После приватизации здесь располагалась частная школа. Впрочем, одну квартиру в здании отдали наследнице известной фамилии — профессору МАРХИ Марии Зубовой. Женщина пережила в этом доме пять пожаров и пять капитальных ремонтов: многие инвесторы мечтали уничтожить здание, чтобы на его месте построить что-то более выгодное. С 2004 года дом принадлежал семье Соколовых, именно они и решили отреставрировать его за свой счет.

Реставрация дома продолжалась семь лет, с 2005 по 2012 год. У здания восстановили внешние стены вместе с лепниной, цокольные этажи и витражи, укрепили фундамент, сменили перекрытия и коммуникации и возвратили внутренне убранство конца XIX века. Все детали согласовывали с архивными фотографиями и уточняли у наследников. Сегодня часть дома останется жильем наследников Зубова, а другую откроют для свободного посещения: там будут устраивать камерные музыкальные вечера, организуют галерею современной скульптуры (первая выставка запланирована на май). Здание является объектом культурного наследия регионального уровня.

ТОРГОВЫЙ ДОМ ТРЕТЬЯКОВЫХ

Название: Торговый дом С. М. и П. М. Третьяковых
с помещениями банка «Лионский кредит».
Адрес: ул. Кузнецкий Мост, д. 13/9
Дата постройки: 1892 год
Архитектор: Александр Каминский
Состояние перед реставрацией: удовлетворительное

Здание построили для купцов Третьяковых в 1892 году по проекту архитектора Александра Каминского, учителя Федора Шехтеля. Тогда в одной части здания располагались торговые конторы и квартиры, другая же отошла банку «Лионский кредит», созданному специально для хранения выручки французских магазинов, которых в то время на Кузнецком Мосту насчитывалось восемнадцать. Также в здании создали хранилище для драгоценностей с уникальной системой безопасности: в случае необходимости сейфы затапливала вода, для этого под домом вырыли каналы от Неглинки. В левом крыле здания находился известный на всю Москву антикварный салон Дациаро, где продавали картины, не вошедшие в собрание Третьяковской галереи. На втором и третьем этаже здания были конторы и квартиры служащих.

В советское время здесь размещались службы Генпрокуратуры, которые провели в здании ремонт, сравнимый с вандализмом: мозаичные полы залили шестисантиметровым слоем бетона, уничтожили лепнину и мраморные лестницы. Тем не менее много деталей интерьера сохранилось. В 90-е в здании располагались ресторан, парикмахерская, а на цокольном этаже — бассейн и сауна.

Серьезную научную реставрацию здания затеял новый собственник в 2007 году, она продолжалась четыре года. Автором проекта выступил известный архитектор и реставратор Александр Студеникин. Только на исследования пространства ушло два года. Отреставрировали всё: от фундамента до крыши. Восстановление проходило по чертежам и эскизам самого Каминского. В дом вернули мраморные лестницы и позолоченную лепнину, восстановили мозаичные полы и огромные люстры, в часах над главным входом заменили механизм, также специально для дома изготовили по описанию шпалеры — делали их, как и оригиналы, в Лионе. Собственник намерен вернуть зданию историческую функцию — снова разместить здесь офисные и торговые помещения. Аренда здесь будет стоить недешево: цена квадратного метра в год начинается от двух тысяч долларов.

ПОКРОВСКИЙ СОБОР

Название: Покровский кафедральный собор на Рогожском кладбище
Адрес: ул. Войтовича, д. 29
Дата постройки: 1792 год
Архитектор: М. Ф. Казаков
Состояние перед реставрацией: неудовлетворительное состояние стенных росписей

Покровский собор, входящий в архитектурный ансамбль на Рогожском кладбище, является главным храмом столичных старообрядцев-поповцев. Автор проекта доподлинно неизвестен, однако предполагают, что архитектором выступил Михаил Казаков. Эта церковь — самая большая в Москве после храма Христа Спасителя. Интересно, что уже после ее возведения разгорелся скандал: некоторым митрополитам не понравилось, что церковь превышает по размерам Успенский собор Московского Кремля. Пришлось принять меры по ее уменьшению: отломали выпуски алтаря (именно поэтому у храма нет наружной алтарной части), вместо пяти глав оставили одну и укоротили шпиль.

Внутри храма можно найти множество древних икон, в том числе дониконовских времен, то есть до реформирования церкви. Своды и стены расписаны в древнерусском стиле. Здесь хранится второе по величине в Москве паникадило, огромные подсвечники и лампады. За всю историю церковь ни разу не закрывали, хотя в советское время была идея превратить храм в театр. А вот другие части архитектурного ансамбля кладбища серьезно пострадали. В 20-е годы большевики наполовину разрушили храм Рождества Христова, расположенный неподалеку, сбросили колокола с колокольни. На северной части кладбища и вовсе развернулся Перовский колхозный рынок, просуществовавший до 40-х годов.

Проект реконструкции кладбища и архитектурного ансамбля разработали в 1996 году, но постановление о восстановлении архитектурного ансамбля Рогожской слободы мэр Лужков подписал только в 2005 году. Однако постановление аннулировали по не совсем понятным причинам. Уже в феврале 2012 года департамент культурного наследия снова вспомнил о реставрации ансамбля. За два месяца была отреставрирована вся внутренняя роспись храма, являющаяся редчайшим памятником монументальной живописи. Впрочем, внутреннее убранство было в удовлетворительном состоянии, поэтому с росписи только удалили загрязнения и укрепили красочные и штукатурные слои. Все действия реставраторов осуществляются под контролем специальной Комиссии, состоящей из специалистов в области реставрации монументальной живописи, из Министерства культуры РФ. В ближайшее время реставрация должна завершиться.

Новая жизнь старых домов: как в Москве реставрируют памятники архитектуры

Реставрация памятника архитектуры — сложный и многоэтапный процесс. В зависимости от состояния и размеров здания или сооружения она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Цель реставрации — вернуть и сохранить исторический облик объекта культурного наследия. Тот, который был изначально задуман автором проекта на момент возведения строения — 100, 200, 300 лет назад — или же сформирован на каком-то этапе его эксплуатации. В этом заключается главное отличие реставрационных работ от обычного ремонта, задача которого — поддержать текущее состояние здания.

В 2019 году в Москве отреставрировали 213 памятников архитектуры. Среди них городские усадьбы (особняки Миндовского и Каратаевой — Морозова), памятники промышленной и гражданской архитектуры (Миусское депо и прачечная Дома Наркомфина) и объекты садово-паркового искусства (беседки «Нерастанкино» и «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»).

Из каких этапов состоит реставрация

Реставрация (или комплекс работ по сохранению) памятника архитектуры начинается с его первичного обследования. Для этого необходимо получить в нашем Департаменте задание на проведение работ по сохранению, а затем разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы. Они включают в себя изучение всевозможных архивных и справочных материалов, позволяющих получить информацию о строительстве и эксплуатации здания в разные временные периоды. Этим занимаются историки и искусствоведы.

Одновременно архитекторы и реставраторы проводят так называемое натурное исследование объекта. Они выезжают на место и изучают инженерные и конструктивные особенности здания, делают архитектурные обмеры и зондажи (пробные раскрытия слоев штукатурки), копают шурфы (глубокие ямы вдоль фундамента), берут пробы исторических материалов, из которых выполнены, например, какие-то элементы декора, и так далее.

Результаты полученных историко-архивных и инженерно-технологических исследований становятся отправной точкой для разработки проекта реставрации и приспособления памятника архитектуры. Он представляет собой свод методических рекомендаций по проведению работ. В нем содержится эскиз объекта, пояснительная записка с перечнем и обоснованием всех архитектурных, конструктивных и объемно-пространственных решений, необходимых для воссоздания памятника. В проекте подробно описаны этапы реставрации, а также указаны методические решения по реставрации объекта. Важной частью проекта является план приспособления исторического здания под современные нужды. Например, для размещения в нем кафе, библиотеки, музея, какого-нибудь общественного пространства и так далее.

После этого проектную документацию внимательно изучают и согласовывают специалисты Департамента. На следующем этапе определяется подрядчик, который непосредственно займется реализацией проекта. Разрешение на проведение реставрационных работ может получить организация, имеющая соответствующую лицензию на этот вид деятельности.

В Москве работают два крупных профессиональных объединения реставраторов. Это общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» и НП «Российская ассоциация реставраторов». В них состоят научно-исследовательские и проектные организации, а также реставрационные фирмы и индивидуальные архитекторы и реставраторы, которых привлекают для каких-то узкоспециальных работ. Например, есть реставраторы монументальной живописи, специалисты по лепному декору, мастера по позолоте и другие.

Вне зависимости от того, кому принадлежит памятник, Департамент культурного наследия города Москвы на всех этапах ведет контроль. Наши сотрудники регулярно выезжают на объекты и пристально следят за качеством производственных работ и их соответствием проекту. К примеру, в 2014 году началась масштабная реконструкция и благоустройство территории ВДНХ. На сегодняшний день комплексно отреставрированы 14 памятников архитектуры из 49, среди них павильоны № 34 «Космос», № 58 «Земледелие», № 14 «Вычислительная техника и информатика» и другие. Во время реставрации всех павильонов на ВДНХ мне приходилось посещать реставрационные площадки еженедельно.

Завершающим этапом является предоставление научно-реставрационного отчета на согласование в наш Департамент и последующая государственная приемка реставрационных работ.

Уникальные находки историков и реставраторов

Нередко еще при изучении исторических документов о памятнике архитектуры ученые делают неожиданные открытия. Они находят в архивах сведения об уникальных культурных ценностях — архитектурных элементах или декоре, которые были утрачены за годы эксплуатации здания. Так случилось со знаменитым львом на крыше особняка Анны Кекушевой на Остоженке (дом 21). О том, какой была трехметровая скульптура, установленная на кровле дома, историки знали по старым архивным фотографиям. Но вот что произошло с оригинальным львом, к сожалению, неизвестно. Поэтому реставраторам пришлось воссоздать его по имеющимся снимкам.

Процесс занял несколько месяцев. Первоначально был выполнен фор-эскиз небольшого размера из пластилина. Затем после всех этапов согласования была сделана модель из скульптурной глины, с которой в дальнейшем сняли форму и залили бетоном. С помощью бетонной модели произвели выколотку из медных листов. Далее изготовили каркас из нержавеющей стали, на котором закрепили выколоченные и сваренные медные части. В финале льва патинировали и покрыли защитным составом на основе воска. Наверх скульптуру поднимали четыре часа, после чего надежно закрепили на крыше дома при помощи огромных болтов.

Или еще пример. Скрытые керамические барельефы на здании павильона № 6 «Химия» на ВДНХ были обнаружены с помощью зондирования. Это изображения доярки с ведром для молока и свинарки, держащей поросенка на руках. О том, что исторически барельефы находились на этом месте, мы знали по архивным документам. Но считали, что они были утрачены, и планировали их воссоздавать по сохранившимся чертежам. Когда же начали демонтировать позднюю кирпичную кладку на памятнике, то обнаружили совершенно нетронутые художественные композиции 1954 года.

Другой яркий пример из истории реставрации ВДНХ — горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», найденный в павильоне № 1 «Центральный». Уникальное панно много лет скрывалось за гипсокартонной фальшстеной в зале Мира. Конечно, было известно, что скульптор создавал этот горельеф к открытию Центрального павильона в 1954 году и что позднее — в конце 1950-х — горельеф был закрыт. Но то, что он сохранился, стало настоящим открытием для нас. Специалисты провели комплексную реставрацию. Увидеть горельеф можно будет после окончания работ в павильоне.

Как подбирают материалы при реставрации

Во время реставрации специалистам часто приходится восстанавливать утраченные элементы. Так называемая докомпоновка проводится из современных материалов. Бытует мнение, что некоторые образцы невозможно повторить. Это не так. Сегодня существует множество видов отделочных и строительных материалов, компоненты которых использовались несколько столетий назад.

Есть, правда, небольшие трудности с докомпоновкой каменных деталей. Дело в том, что камень, добытый на конкретном месторождении, уникален по своей природе. Например, многие здания в Москве, созданные в XIX и начале XX века, облицованы гранитом из рудников Карелии. Сегодня некоторые из них уже закрыты, поэтому приходится заказывать из соседних месторождений, подбирая материал, максимально близкий по структуре и внешнему виду.

Но даже добытый на разных пластах одного рудника камень отличается по структуре. Поэтому, например, для реставрации постамента памятника Горькому на площади Тверская Застава материал подбирался на камнеобрабатывающих комбинатах, где остались части партий гранита, полученные в прошлом столетии.

Технология полного воссоздания какого-то архитектурного элемента имеет свои особенности. Так, чтобы вернуть утраченные маскароны (скульптурное украшение в виде головы человека или животного), снимаются силиконовые формы с уцелевших фрагментов. Как правило, на одном здании бывает не один, а несколько маскаронов. По полученному слепку отливается копия, которая устанавливается на историческое место.

Материалы для реставрации заказываются как на российских фабриках, так и на зарубежных. К примеру, для докомпоновки сохранившейся керамики на фасаде павильона «Земледелие» на ВДНХ была произведена полихромная керамика на одном из подмосковных заводов.

В Московской области также изготовили часть фрагментов разноцветной смальты для облицовки фонтана «Каменный цветок». Остальную привезли из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ее заказывали и в 1954 году.

Кстати, технология производства материала была та же самая, что и более 60 лет назад. Смальту до сих пор делают, соединяя два стекла — цветное и белое. А между ними размещают прокладку из сусального золота или серебра. Для глубины и игры цвета нижний слой стекла должен быть от шести до трех миллиметров, а верхний — от 0,14 и больше. Например, для листьев цветка применялась так называемая глушеная смальта.

При восстановлении фонтана «Каменный цветок» реставраторы тщательно подбирали оттенки, чтобы они полностью соответствовали историческим. Современные образцы прикладывали к сохранившимся подлинным фрагментам на фонтане, и могу с уверенностью сказать, что они абсолютно идентичны по форме и цветам. Тем не менее у горожан возникли вопросы, почему некоторые детали фонтана (особенно зона самоцветов) оказались после реставрации гораздо ярче, чем до нее. Дело в том, что за долгие годы историческая смальта была почти полностью исчезла с постамента фонтана. А незначительные ее остатки покрылись плотным слоем налета, поэтому не выделялись на фоне бетонной конструкции. Сняв их и отчистив от загрязнений, специалисты увидели именно те цвета, что и впоследствии были воссозданы. Всего для отделки фонтана использовалось более 200 цветовых оттенков смальты.

Современная жизнь исторических зданий

В процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана приспособления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника.

Обычно после реставрации в исторических зданиях размещаются школы, библиотеки, магазины, лечебные учреждения и другие социальные объекты. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, было возведено в начале XIX века, в 1869-е годы в нем жил директор Румянцевского музея Василий Дашков. Бывшее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. В павильоне № 71 «Атомная энергия» на ВДНХ после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы». Павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.

Иногда у здания уже есть определенная функция, поэтому задача реставраторов — сохранить и усовершенствовать ее. Так произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме номер 29 на Большой Якиманке учили юных москвичей музыке. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало и стало небезопасным для детей. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Дети во время работ занимались в другом здании.

Еще один пример удачного приспособления объекта культурного наследия под современные нужды — здание Дома-музея Тургенева на Остоженке. В прошлом году он открылся после четырех лет кропотливой проектной и реставрационной работы.

Двухэтажный деревянный дом с антресолями был построен в начале XIX века. До 1917 года в доме жила семья Ивана Тургенева. Позже в нем находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м — после расселения коммуналок — в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».

В преддверии 200-летия писателя здание комплексно отреставрировали. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Теперь в доме-музее хранится более 1500 экспонатов. В их числе — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева, раритетные издания его книг и другие уникальные предметы.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх