Текстура и фактура

Наряду с основными средствами архитектурной композиции существует дополнительные средства, вытекающие из физических качеств, присущих любой архитектурной форме. Это – фактура, цвет и светотень. Фактура – качественное состояние поверхности предмета или сооружения. Различают следующие разновидности фактуры:

· состояние поверхности не зависит от определённых свойств материала, а связана со зрительными или осязательными ощущениями – гладкая, шероховатая, полированная, матовая.

· естественную фактуру, характерную для конкретного материала и зависящую от его качеств, имеют стекло, пемза, туф и т. д.

· состояние поверхности зависит и от характера её обработки. В этом случае один и тот же материал может иметь разную фактуру. Так, границ естественной, необработанной поверхностью имеет живописную фактуру, так называемая «скала». Тот же гранит, обработанный, может иметь крупнозернистую или шероховатую фактуру. Ещё более тонкую обработанную поверхность можно получить шлифованием, в результате чего она становится гладкой матовой.

Применяя материалы с естественной фактурой или обработанные разными способами, компонуя их по-разному, архитектор может использовать фактуру как одно из средств, усиливающих образную выразительность сооружения.

Начинаем с проблемы, которая читателю может и не казаться проблемой. Что определяет восприятие объектов как серых, белых или чёрных? Цвета в бело-серо-черном континууме иногда обозначаются как ахроматические или нейтральные в отличие от хроматических, тонов таких, как красный, зеленый, синий. Объект будет выглядеть окрашенным нейтрально, если его поверхность не поглощает световые волны определенной длины при отражении остальных длин волн. Поэтому если «белый свет», содержащий в себе световые волны любой длины, освещает какой-то объект, то объект будет казаться окрашенным нейтрально, если он в одинаковой степени отражает волны любой длины.

«Восприятие цветовой поверхности определяется избирательным поглощением и отражением. Поверхность кажется красной, когда она отражает главным образом одну часть цветового спектра. И поскольку в сетчатке глаза существуют клетки, избирательно чувствительные к световой волне определенной длины, то это объясняет основы нашего восприятия цвета. Проще говоря, стимульным коррелятом цвета является длина волны света. Но что же служит стимулом нейтрального цвета? Это интенсивность света. Белый предмет отражает значительно больше света, чем чёрный. Фактически белая поверхность и определяется как поверхность, отражающая примерно 80 % падающего на неё света, серая поверхность – как отражающая примерно 40 %, и черная поверхность – как отражающая только около 3 % падающего на неё света». .

Если соотношение отражаемых спектральных лучей схоже с соотношением, свойственным солнечному свету (преобладание сине-зелёных лучей и уменьшение содержания других цветов по краям спектра), то поверхность принимает белую окраску. Если же в соотношении спектральных лучей есть сдвиг в сторону, например, красной части спектра, то поверхность имеет красноватый оттенок, а если в отражаемом свете доминируют голубые тона, то и поверхность имеет голубоватый оттенок. Соотношение цветов в спектре, вызывающее появление той или иной окраски объекта, – явление сложное. Но в общих словах можно утверждать, что, если поверхность при белом освещении окрашена в определенный насыщенный цвет, значит, одни спектральные лучи падающего на неё сета она отражает, а другие – активно поглощает. Если поверхность имеет черную окраску, значит, она поглощает все цвета спектра.

Свет распространяется прямолинейно по всем направлениям. Но полезно иметь представление и о волновой природе света, иначе невозможно разобраться в поведении светового потока при определенных условиях. Это необходимо, что понять, что происходит со светом, когда он поляризуется.

Цвет и фактура поверхности выявляются, когда на поверхность падает свет, и она поглощает лучи с одними длинами волн, а к глазу наблюдателя или объективу посылает лучи с другими длинами волн. Но это рассеянное отражение может быть затенено отражением зеркальным. Глянцевая бумага, стекло, металл или водная гладь блестят, когда отражают практически весь свет, падающий на поверхность.

Сочетание разных фактур в интерьере — это искусство. Немного о том, как его познать и на что ориентироваться при выборе материалов Квартблогу рассказала Татьяна Ющенко — эксперт портала «Из рук в руки», профессиональный дизайнер жилых и общественных интерьеров.

Про правильное сочетание фактуры и материалов в интерьере нет научных или публицистических книг, этот навык можно развить только на основе большого опыта реализации разных дизайнерских проектов. Поэтому всегда очень ценны секреты и приемы профессиональных дизайнеров, которые они используют в своей работе.

Тем, кто самостоятельно оформляет свой первый интерьер, а также начинающим дизайнерам, я всегда советую использовать минимальное количество цветов и фактур в одном пространстве. Это поможет не ошибиться и легко получить гармоничный интерьер. Но если вы хотите создать идеальный интерьер, то помните — он всегда строится на сочетании разных цветов, разных материалов и разных фактур, и чем больше таких сочетаний, тем интереснее получается пространство.

1. Кожа + дерево

Вы часто можете встретить роскошное сочетание кожи и дерева. Оно отлично подходит как для классических, так и для современных интерьеров. Стеновые панели, мебельные фасады, напольная плитка — сейчас кожей отделывается практически любая поверхность. Но нужно очень аккуратно подбирать фактуру остальных материалов, которые будут соседствовать с кожей в интерьере, особенно дерева. Натуральная кожа ценится за неповторимую красоту фактуры, которую нужно подчеркнуть и ни в коем случае не забить другими акцентами. Поэтому сочетайте её с гладким деревом, покрытым матовым или глянцевым лаком. Также кожа выигрышно смотрится на фоне однотонных лакированных поверхностей или стекла.

2. Рельефная + гладкая поверхности

Наиболее часто сочетание рельефной и гладкой поверхностей встречается в отделке стен. Интерьеры с такими разными фактурами имеют множество оттенков, даже если поверхности выкрашены одним цветом. Например, если вы выбираете однотонную покраску, то чтобы выделить какую-то зону используйте рельефные 3д-панели. Они прекрасно смотрятся как в современных, так и в классических интерьерах, становясь ярким акцентом. В зависимости от эффекта, который вы хотите получить, используйте одно из двух решений: первое, более нейтральное, сглаживающее фактуры — это выкрасить разные поверхности одним цветом. А второе решение — использовать контрастные цвета, что позволит, наоборот, усилить эффект. Для оформления стыка двух материалов можно использовать гипсовый или полиуретановый молдинг, который выкрашивается в один цвет с панелями. Этот приём отлично смотрится в классических и неоклассических интерьерах, в которых используется лепной декор.

3. Дерево + натуральный камень

Природный камень всегда очень красиво и респектабельно сочетается с деревом, это проверено веками во множестве интерьеров. При выборе обязательно обратите внимание на фактуру: хорошо, если она будет разной. Например, если деревянную поверхность выбрали гладкой, то камень подбирайте шероховатый и грубый. Если же камень используете полированный, тогда наоборот, дерево берите фактурное, с выделенной структурой древесины.

4. Фактура натурального дерева + гладкая поверхность

Большое количество одинаковых поверхностей утяжеляет интерьер. Чтобы оживить и внести некую изюминку, я люблю добавлять неожиданные сочетания, например, классическую поверхность в натуральном дереве часто соединяю с современной гладкой. Этот приём очень хорошо смотрится в мебели, когда корпус делается из массива дерева или является шпонированным, а фасады покрываются глянцевой или матовой эмалью белого или любого другого цвета. Для одного из моих проектов мы изготавливали по такому принципу консоль — её основание было выполнено из массива дерева и имело достаточно грубую брашированную фактуру, а столешницу сделали гладкой и полированной, как зеркало. Такое сочетание грубого и глянцевого шикарно смотрится в интерьере.

5. Керамическая плитка или дерево + живые растения

Модная тенденция последних лет — сочетание деревянной или керамической поверхности и живых растений в виде фитостен. Оно очень полюбилось архитекторами за то, что идеально подходит для современных лаконичных интерьеров, оживляя минималистичные пространства и привнося уют в интерьер. Такую «живую» стену можно сделать в любом помещении и даже в ванной комнате. Нужно только заранее предусмотреть необходимую дополнительную подсветку для растений и вывод воды для встроенной системы полива. Если вам эта идея понравилась, но вы заранее не продумали техническую сторону, то используйте искусственный мох, который по внешнему виду практически неотличим от натурального. Натуральный цвет зелени сочетается с любым цветом отделочных материалов, поэтому можете брать светлое или темное дерево, натуральный камень или однотонную керамическую плитку, и вы не ошибётесь!

6. Любая поверхность + зеркало, стекло или металл

Ещё один беспроигрышный вариант — сочетание любого материала с зеркалом, однотонным стеклом или металлом. Я очень люблю использовать этот дизайнерский приём в интерьерах, чтобы сделать их интереснее и эффектнее. Например, деревянные поверхности разбавляйте зеркальными или стеклянными панелями. Это подчеркнет красоту деревянной фактуры. А облицовку натуральным камнем или керамической плиткой — вставками и молдингами из металла.

Основные принципы сочетания фактур

1. Не соединяйте в одном интерьере два разных материала одинаковой поверхности, например, натуральное дерево с ламинатом или керамической плиткой, имитирующими дерево. Такое сочетание вызовет диссонанс.

2. Какие бы материалы вы не использовали, помните, что основной секрет сочетания фактур — это контраст и гармония. Гладкое и шершавое, плоское и объемное, твёрдое и мягкое. Именно на таком сочетании строится идеальный интерьер.

3. Если вам нужно разделить помещение на зоны, и вы не хотите делать это при помощи цвета, то разные фактуры станут отличным решением.

  • Теги
  • подборка
  • полезные советы
  • ремонт

подборка, полезные советы, ремонт

Дизайнерам и не только: быстро и понятно о фактурах в интерьере

Правильно подобранные фактуры способны создать гармоничный интерьер. Чем больше их сочетаний, тем интереснее получается пространство. Мы подобрали для вас список самых популярных вариантов.

Фактура и текстура: в чем отличие?

Чтобы не путать два этих понятия, попробуем разобраться. Текстура – это визуальное отличие. К примеру, текстура керамической плитки – это узор. Фактура определяется типом поверхности: глянцевая она или матовая, дерево это или камень.

Зачем фактура нужна в интерьере?

Фактура становится важной, когда вы используете один цвет и его оттенки. Она усиливает, а иногда и берет на себя роль цвета, делает пространство более интересным и «живым».

Основные принципы сочетания фактур

1. Не миксуйте в одном интерьере два разных материала с одинаковой поверхностью.

2. Основной секрет сочетания фактур – контраст и гармония. Гладкое и шершавое, плоское и объемное, твердое и мягкое.

3. Бархатистые и шершавые поверхности значительно слабее отражают свет, поэтому воспринимаются более мягко, кажутся «уютными». Глянцевые же вызывают ощущение торжественности и официальности.

Как правильно сочетать разные фактуры в интерьере

Кожа + дерево

Кожа может быть мягкой и объемной или же выглядеть как обои. Первый вариант подойдет для классических интерьеров, второй – для бохо-шика или ар-деко. Важно, чтобы кожа «солировала» в интерьере – не перебивайте ее другими акцентами. Сочетайте ее с гладким деревом, покрытым матовым или глянцевым лаком. А еще кожа выигрышно смотрится на фоне однотонных лакированных поверхностей или стекла.

Дерево + натуральный камень

Древесина хорошо сочетается с природным камнем. Обратите внимание на фактуру: она должна быть разной. Например, если деревянная поверхность гладкая, то камень должен быть шероховатым и грубым.

Разные фактуры

Интерьеры с такими разными фактурами имеют множество оттенков, даже если поверхности выкрашены в один цвет. Поэтому выбирая однотонный интерьер, выделите зону, которую оформите рельефными панелями.

Керамическая плитка или дерево + живые растения

Модная тенденция последних лет – сочетание деревянной или керамической поверхности с живыми растениями в виде фитостен. Они оживляют минималистичные пространства и привносят уют в интерьер. Такую стену можно сделать в любом помещении. Нужно заранее предусмотреть дополнительную подсветку для растений и вывод воды для встроенной системы полива. Если вам понравилась эта идея, но вы заранее не продумали техническую сторону, используйте искусственный мох. Внешне он практически неотличим от натурального.

Натуральное дерево + гладкая поверхность

Чтобы разнообразить интерьер, добавьте неожиданные сочетания: например, классическую деревянную поверхность соедините с современной гладкой. Этот прием отлично смотрится в мебели, когда корпус делается из массива дерева или является шпонированным, а фасады покрываются глянцевой или матовой эмалью.

Любая поверхность + зеркало, стекло или металл

Сыграйте на контрасте: дерево можно разбавить зеркальными или стеклянными панелями, а в облицовку натуральным камнем или керамической плиткой добавьте вставки и молдинги из металла.

Текстура в природе. Где взять? Как фотографировать?

Когда мы говорим о фотографировании небольших сцен природы, то имеем ввиду снимки с объектами, узорами и текстурами, созданными естественным образом. При этом акцент делается на небольшие детали. Такие фотографии в меньшей степени отображают буквальные качества объекта (деревья или растения), вместо этого фокусируются на более абстрактных его качествах.

Одна из радостей фотографирования небольших сцен заключается в том, что подходящие для съемки объекты имеются в большом количестве в любом месте: начиная от заднего двора или местного скверика до самых больших и живописных национальных парков. Это делает съемку небольших сцен более доступной, чем другие виды пейзажной фотографии. Присутствие подобных фотографий в портфолио фотографа добавляет ему глубину, ведь такие снимки, порой, способны рассказать больше о том или ином месте, чем большой пейзаж.

Предлагаем вам несколько советов с иллюстрациями, которые помогут пейзажным фотографам улучшить мастерство фотографии небольших сцен.

Не жалейте время на поиск рисунков, текстур и деталей

Внимательно исследуйте окружающее пространство. Даже такие обычные предметы, как кора дерева или поверхность камней могут стать интересным абстрактным предметом для фотографии, в которой объединяются свет, текстуры, цвета и узоры.

Планируйте приехать к месту будущей съемки на несколько часов раньше до нужного времени. Не вынимая камеру из футляра, побродите минут тридцать и просто попытайтесь определить потенциальные подходящие для съемки небольшие объекты. Посмотрите вверх, посмотрите вниз и найдите детали, большие и маленькие. Приглядитесь к узорам на деревьях, рассмотрите кору, форму кроны деревьев, а также формы и узоры листьев или иголок. Потратьте время на изучение разнообразия растений. Исследуйте скалы в этом районе. Они могут быть покрыты разноцветным лишайником или иметь интересную фактоуру. Поищите интересные условия освещения.

Выделите время для эксперимента и не спешите

Можно оттачивать свои навыки фотографирования небольших сцен, проводя много времени в местном ботаническом саду. Тут вы можете много экспериментировать, узнавать, что работает и не работает.

Если вы находитесь в поле в ожидании заката или после восхода солнца, вы также можете потратить время и сделать снимки небольших сцен, ограничившись одним или двумя фокусными расстояниями, которые не часто используете (попробуйте 50 мм, 100 мм и 200 мм). Выберите один или два предмета и сделайте много разных фотографий.

Процессы заката и восхода солнца идут быстро, а фотографирование небольших сцен часто является медленным и созерцательным процессом. Требуется время, чтобы увидеть и изучить детали данного места. Будьте готовы не спешить и попробуйте поэкспериментировать с различными техническими подходами, в том числе с различными фокусными расстояниями, малой и большой глубиной резкости, а также с разной выдержкой при работе с движущимся объектом, таким, как вода.

Используйте небольшую глубину резкости

В пейзажной фотографии четкость всего поля изображения почти всегда считается ключевым техническим требованием. Преодоление этого мышления — один из самых важных навыков в развитии лучшего восприятия для небольших сцен, особенно при фотографировании на близком расстоянии естественных объектов, таких как растения. Со 100-миллиметровым макрообъективом при наименьшей диафрагме (f/2,8) и наименьшем расстоянии фокусировки глубина резкости невероятно мала, а это означает, что многие элементы объекта будут не в фокусе. Это отсутствие фокуса может помочь создать абстрактный образ, который вы не можете видеть своими глазами.

Обратите внимание на эту серию фотографий. На первый взгляд объект съемки кажется немногим больше, чем трава. Подбираясь ближе и используя очень малую глубину резкости (например, f/2.8 или f/4.0 в зависимости от объектива), можно сделать многие элементы растения не в фокусе, что позволяет сфокусироваться на линиях, очертаниях и цветах этого растения. Серия из шести файлов показывает пример того, как крошечные изменения глубины резкости и точки фокусировки могут полностью изменить характер получаемой фотографии. При фотографировании объектов такого типа перемещение точки фокусировки чуть-чуть в каждом направлении помогает получить много разных видов одного и того же объекта.

Обратите внимание на фото из этой серии в верхнем ряду посередине. Изгибы привносят элегантность в образ, очень приятны мягкие цвета, и почти нет отвлекающих факторов. Некоторые другие фотографии также имеют свои сильные стороны, но не настолько хороши, а некоторые фотографии имеют некоторые непривлекательные элементы (см. нижнюю среднюю фотографию).

Не используйте штатив

Штатив — важный инструмент для фотографирования, но он может помешать при поиске небольших сцен. Бывают случаи, когда штатив необходим при использовании меньших значений диафрагмы для большей глубины резкости, но для начала стоит исследовать объект без штатива и держать камеру в руках при съемке. Это дает свободу передвигаться, лежать на земле. В естественных условиях свет часто бывает достаточно ярким, чтобы получить хорошие результаты, когда вы держите камеру в руках и фотографируете с прикрытой до f/22 диафрагмой.

Если нужно сфотографировать что-то с большей глубиной резкости, начните без штатива. Попробуйте снимать под разными углами, почувствовать, насколько близко нужно находиться к объекту, делайте несколько пробных снимков перед настройкой. Этот подход позволяет больше экспериментировать, избавляет от разочарований от необходимости неоднократно исправлять неудобные настройки.

Некоторые совсем крошечные объекты, такие как маленькие растения, имеют всевозможные интересные детали, и устранение отвлекающих факторов может помочь в создании более выразительного изображения. Поэкспериментируйте с фотографированием небольшого объекта прямо на минимальном расстоянии фокусировки объектива. Чтобы продемонстрировать, как сближение может устранить отвлекающие факторы, упростить композиции и трансформировать скучный предмет, посмотрите на снимок того же типа растения.

Любой свет может быть хорошим

Пейзажные фотографы слегка снобы, которые даже не пытаются вытащить фотокамеру из сумки, если свет не выглядит многообещающим. А для небольших сцен все виды освещения могут быть продуктивными, и, если ваш объект достаточно мал, вы можете легко настроить нужный свет с отражением и тенями.

При поиске небольших сцен для фотографирования рассмотрите такие варианты освещения:

  • прозрачность: свет, проникающий сквозь объект, например, полупрозрачные растения или волны
  • отраженный свет: красочный свет от источника света отражается на ваш объект, например, как закатный свет, отражающийся на влажную поверхность — песок или камни
  • подсветка: свет, который идет сзади вашего объекта, часто освещая его края
  • боковой свет: свет, падающий на объект со стороны, например, когда солнце низко в небе. Этот вид света может подчеркнуть текстуры и добавить глубину
  • мягкий плоский свет: непрямой свет, который может минимизировать тени, блики и сильный контраст
  • прямой свет: сильный, иногда резкий, свет, который может подчеркнуть контрасты, блики и тени

Ищите плоские объекты

Довольно просто добиться резкости при меньших значениях диафрагмы, таких как f/22, для плоских объектов, которые лучше всего получаются с большой глубиной резкости.

Найдите плоский объект, установите камеру в той же плоскости, что и этот объект (чтобы сенсор был параллелен плоскости объекта). После того, как вы настроите камеру, используйте совместно просмотр с зумом в реальном времени и предварительный просмотр глубины резкости для проверки и настройки фокуса , это может помочь создать качественные и четкие файлы.

Лучше обрабатывать в графическом редакторе очень хорошие файлы, чем пропускать съемку, потому что не хочется тратить время на постобработку. Можно использовать оба подхода — создать один файл с небольшой апертурой и создать набор файлов для простого подбора глубины резкости, чтобы можно было выбрать лучший вариант позже.

Текстура и фактура материалов: в чем отличие, принципы сочетания в дизайне

Фото:

2. Дерево и натуральный камень

Сочетание дерева и камня довольно популярно. И это не удивительно, так как эти два материала отлично смотрятся вместе. Они оба натуральные и природные, что тоже немаловажно. При сочетании этих материалов важно учесть одну особенность: если дерево имеет фактурную поверхность, то камень лучше сделать гладким, и наоборот.

Фото: thespruce.com

3. Дерево и гладкая поверхность

Сочетание гладких поверхностей и дерева прекрасно смотрится в современных интерьерах. Оно часто реализовано в мебели или в настенных покрытиях, когда деревянная текстура дополняется глянцевой поверхностью. Например, отделанная деревом стена в ванной комнате отлично гармонирует с глянцевыми поверхностями, присущими ванной комнате.

Фото:

4. Рельефная и гладкая поверхности

Сочетание рельефной и гладкой поверхности используется дизайнерами для того, чтобы однотонные предметы интерьера не сливались. Это решение хорошо подойдет для декорирования стен, например, гладкие белые поверхности можно разнообразить 3D-панелями. Но не обязательно использовать фактурность только при однотонных стенах — цветные, в свою очередь, добавят контрастности и сделают помещение элегантнее.

Фото:

5. Дерево и живые растения

В современных интерьерах часто стали использовать сочетание дерева с живыми растениями. Это сочетание придает интерьеру жизни, добавляет ярких красок и свежести. Растения часто реализуют в виде фитостены, а дерево служит облицовочным материалом для нее.

Фото:

6. Зеркало, металл и стекло

Еще один вариант сочетания текстур и фактур — соединение любых поверхностей с зеркалом, стеклом или металлом. Такое комбинирование материалов поражает своим великолепием и многообразием.

Фото:

7. Основные принципы сочетания фактур

  • Не используйте два разных материала с одинаковой текстурой поверхности, например натуральное дерево и плитку под него.
  • Для правильного сочетания фактур играйте на контрасте: соедините глянцевое и матовое, твердое и мягкое, рельефное и гладкое.
  • Матовые поверхности поглощают свет и делают помещение спокойнее и комфортнее, глянцевые, наоборот, придают помещению торжественности.
  • Разница фактур хорошо подходит для зонирования помещения, если не хотите использовать перегородки и цвета.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх